Река Мойка в Санкт-Петербурге начинается от Фонтанки у Летнего сада и впадает в Большую Неву недалеко от ее устья.
Если Вы идете по Невскому проспекту от Адмиралтейства, то Мойка – первая из рек, пересекающих проспект. Протяженность реки - 4,57 км, глубина достигает 3 м, а ширина – 40 м.
Река Мойка - название
Древнее название реки – Мья, происходящее от финского «мую», что переводится как «грязь». По одной из версий имя Мойка ей дали по той причине, что в те давние времена на ее берегах было несколько общественных бань. Слава о ней как о грязной речке сохранилась и до наших дней в частушках:
Как-то раз мальчишка бойкий Искупался прямо в Мойке. Мойка моет хорошо – Весь загар с него сошел.
А мальчишки дразнили живущую здесь детвору: «Улица Мойка, дом помойка, третий бачок слева». В перестроечные времена родились стихи: Посмотрел с моста на Мойку, Сразу вспомнил перестройку, Потому что в перестройке Мути столько, сколько в Мойке.
Достопримечательности на набережной реки Мойки
Каждый дом на набережной расскажет нам об истории города, но особенно красива ее верхняя часть. Это одно из удивительных мест Санкт-Петербурга и прогулка по набережной будет интересна для гостей Северной столицы. Здесь расположены исторические здания и есть тихие спокойные уголки – Летний сад, Марсово поле и Михайловский сад.
Река Фонтанка протекает по центру Санкт-Петербурга, она берет начало у Летнего сада, вытекая из Невы и впадает в Большую Неву в районе Гутуевского острова. Река Фонтанка имеет длину 6,7 км, ее ширина – до 70 м и глубина – до 3,5 м.
Река Фонтанка - название Первоначально река называлась Ериком и Безымянным Ериком и была обычной болотной речкой, ширина которой в некоторых местах достигала 200 метров. Ериком называют небольшую протоку, вытекающую и втекающую в реку. Во время строительства фонтанов в Летнем саду для снабжения их водой был прорыт многокилометровый Лиговский канал и построен водовод в виде моста через Фонтанку - акведук. Реку стали называть Фонтанной, а позже Фонтанкой.
Обустройство реки По мере проведения застройки по берегам реки ширина ее уменьшалась. Здесь строили усадьбы и первой была летняя резиденция Петра Первого – Летний сад и Летний Дворец. Многие усадьбы имели гавани, а сплошного проезда по берегу не было. До середины 18 века по линии Реки Фонтанки проходила южная граница Санкт-Петербурга. В 1780-1789 годах реку очистили и углубили, русло спрямили, а берега одели в гранит. На набережных появились первые монументальные строения и стали строиться мосты, ставшие настоящим украшением набережных
Крюков канал в Санкт-Петербурге – один из старейших в Северной столице. Он пересекает Садовую улицу, канал Грибоедова и проспект Римского-Корсакова, улицу Декабристов и реку Мойку. И хотя длина его составляет всего 1,017 км, через него перекинуто 6 мостов. Известную старинную песню о нем знают и поют не только студенты Питерских вузов:
Там, где Крюков канал и Фонтанка-река, Словно брат и сестра, обнимаются, От зари до зари, чуть зажгут фонари, Вереницей студенты шатаются. Они горькую пьют, они песни поют И еще кое-чем занимаются.
Припев:
Через тумбу, тумбу раз, Через тумбу, тумбу два, Через тумбу три-четыре Спотыкаются. А Исакий святой с колокольни своей На студентов глядит, ухмыляется. Он и сам бы не прочь провести с ними ночь, Да на старости лет не решается.
Из истории Первые каналы строились в Санкт-Петербурге для защиты города от наводнений и в 1717-1720 годах была сооружена первая часть протоки, соединившая Неву с Мойкой. Работами руководил Семен Крюков, которого лично знал сам Петр Первый. Рассказывают, что царь уважал и ценил мастера подрядных работ и обещал, что канал будет назван его именем, что и было исполнено.
В 1780-х годах строительство протоки возобновили и Крюков канал был продолжен мимо Никольского собора до Фонтанки. В эти годы берега покрыли гранитом, перестроили старые деревянные мосты и возвели более крепкие новые переправы
Обводный канал – самый большой в Санкт-Петербурге, его длина составляет 8,08 км, ширина - от 21,3 м до 42,6 м в восточной части. Глубина доходит до 3 м. Обводный канал начинается от Невы в районе Александро-Невской Лавры и заканчивается у реки Екатерингофки, впадающей в Невскую губу – восточную часть Финского залива.
Все мы знаем парадный Петербург, его строгий и стройный вид, любим Невский проспект и Васильевский остров. Но целостную картину Северной столицы невозможно представить без его промышленных районов и хозяйственных окраин.
Обводный канал - строительство Обводный канал начали строить в 1769 году на южной границе города и поэтому первоначально он назывался каналом, ограничивающим город, затем ему дали имя Обводный городской канал, а позже – просто Обводный канал. За 10 лет к 1780 году он был прорыт почти до Лиговского канала. Проходящий с востока на запад он служил для таможенного и пограничного контроля, а на случай эпидемий мог выполнять и защитную функцию. По приказу Александра I в 1805 году строительство протоки продолжилось с целью соединения Невы с Финским заливом, минуя дельту. Этот проект должен был защитить город от наводнений и создать транспортную артерию.
Памятник Чижику-пыжику на Фонтанке был установлен 19 ноября 1994 года у Первого Инженерного моста, рядом с Михайловским (Инженерным) замком напротив дома №12/1. Чижик-пыжик - самый маленький памятник в Санкт-Петербурге. Его высота – 11 сантиметров, а вес – 5 килограммов. Авторы скульптуры – архитектор Вячеслав Бухаев и грузинский режиссер, сценарист и скульптор Резо Габриадзе.
История создания памятника Чижику-пыжику В доме №6 по набережной Фонтанки в 1835 году его Высочеством принцем Петром Георгиевичем Ольденбургским, племянником императора Николая I, было открыто Императорское Училище правоведения. Его студентов и прозвали Чижиками-пыжиками, потому, что мундиры учащихся имели зеленый цвет, а петлицы и обшлага - желтый, как оперенье у этих птичек, а Пыжиками их называли из-за пыжиковых шапок. Правда, насчет второй части прозвища «Пыжик» бытует мнение, что выправка учеников была демонстративной – напыщенной и поэтому их называли Пыжиками. В свободное время учащиеся-правоведы надевали обычную одежду и тайно посещали расположенный недалеко трактир в подвале дома купца Нефедова (дом №14). Вот и появился стишок про учеников-правоведов
Чижик-пыжик, где ты был? На Фонтанке водку пил. Выпил рюмку, выпил две - Закружилось в голове
Училище в 1918 году было закрыто, а стихотворение-считалка продолжает жить и сейчас
Самые популярные достопримечательности Северной столицы – это великолепные площади и храмы, памятники и музеи. Совсем рядом за парадными фасадами расположены Дворы-колодцы Санкт-Петербурга, которые можно смело назвать музеями под открытым небом. Именно эти плотно выстроенные дома и их мрачные дворовые территории позволяют открыть другое лицо города, понять дух и историю Санкт-Петербурга.
Как появились дворы-колодцы Строить дома «сплошной фасадой» распорядился еще Петр. Земля в Северной столице постоянно дорожала и возведение П-образных домов становилось расточительным. Недостаток земли в центре города приводит к строительству зданий, тесно примыкающих друг к другу. Так появляются целые кварталы со сплошным фасадом. В это же время становятся популярными доходные дома. Чтобы получить максимальную прибыль, домовладельцы застраивали свои участки как можно плотнее. Затем они стали надстраивать до 5-6-ти этажей уличные фасады и позже - хозяйственные постройки, выходящие в дворовую территорию, а потом и ее перегораживали узкими домами-пеналами. Так образовывались строения самой необычной формы, соединявшиеся друг с другом и появлялись дворы-колодцы с причудливыми арками и воротами. Часто помещения на первых этажах вообще не имели окон и предназначались для хозяйственных нужд.
Если Вы хотите попасть в сказочный мир красоты и гармонии, посетите Музей бабочек в Санкт-Петербурге (Сад Живых Бабочек "Миндо"). Красавицы тропических джунглей и лесов здесь рождаются, порхают и пьют нектар, отдыхают и садятся на посетителей. Музей бабочек – это мир чудес, где Вы забудете о буднях и повседневных проблемах.
Увидеть прекрасные удивительные сады и их обитателей можно по двум адресам – в Саду по улице Ропшинской и в Саду по улице Правды, где 1 июня 2012 года открылся новый сад, ставший настоящим тропическим уголком с морем и водными черепахами, лагуной с кувшинками и болотной заводью. В специальном инкубаторе рождаются новые красавицы-обитательницы сада.
Петродворец - всемирно известный своими фонтанами дворцово-парковый ансамбль.
Замысел создания загородной царской резиденции, которая не уступала бы Версалю во Франции, возник у Петра I в 1714 году. Общая концепция планировки парков и дворцов Петергофа принадлежит императору.
Темпы возведения загородной резиденции Петра Великого поражали: уже в 1723 году состоялось торжественное открытие Петергофа. К открытию были создана планировка Нижнего парка, прорыт Морской канал, построены дворцы Монплезир и Марли, действовала часть фонтанов. Приморская резиденция императора Петра восхищала Европу не меньше, чем новая столица - Петербург.
Петр не случайно выбрал именно эту местность для строительства фонтанов: здесь были обнаружены несколько водоемов, питавшихся бьющими из-под земли ключами. Именно эти источники используются для фонтанов и сейчас. В течение лета 1721 года были построены шлюзы и канал, по которому из водоемов с Ропшинских высот вода шла самотеком до накопительных бассейнов Верхнего сада, здесь были устроены небольшие по высоте фонтаны. Иное дело - Нижний парк, раскинувшийся у подножия террасы. Вода с 16-метровой высоты по трубам из бассейнов Верхнего сада по принципу сообщающихся сосудов с силой устремляется вниз, чтобы взмыть множеством высоких струй в фонтанах Нижнего парка Петергофа.
В правление молодого царя Петра II Петергоф и Петербург были преданы забвению. Возрождение дворцов и парков Петергофа началось с приходом к власти Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра Великого. Подъем строительства связан с деятельностью выдающегося зодчего начала 18 века - М.Г. Земцова.
Ансамбли Петергофа были захвачены немецкими войсками с 20 сентября 1941 по 19 января 1944 года. Художественные ценности были расхищены или уничтожены, во всех парках вырублены деревья, Большой дворец был взорван и сожжен. Статуи Самсона, Волхва, Невы и многие другие были вывезены.
Парки Петергофа восстанавливались в первые послевоенные годы. 14 сентября 1947 года была установлена на свое место статуя "Самсон, раздирающий пасть льва".
Прекрасная панорама открывается на Петергоф с моря. На краю естественной 16-ти метровой террасы располагается Большой дворец, перед которым сверкает золотом Большой каскад. Перед каскадом взмывает вверх самая мощная струя фонатана "Самсон, разрывающий пасть льва". От Большого каскада к морю ведет Морской канал. Канал делит Нижний парк на две части - "Западную" и "Восточную". В Восточной части находятся: дворец Монплезир, каскад "Шахматная Гора", "Римские фонтаны", фонтаны-шутихи. В западной части расположены павильон Эрмитаж и дворец Марли, каскад "Золотая гора", "Менажерные" фонтаны.
Музей-заповедник "Царское Село" - выдающийся образец мировой архитектуры и садово-паркового искусства. Выдающиеся зодчие, скульпторы и художники 18-20 века воплощали в реальность замыслы и пожелания царского двора.
Центром музея-заповедника является Екатерининский дворец, выполненный Ф.Б. Растрелли в стиле русского барокко. Восхищают роскошью Большой зал дворца и ряд парадных залов, среди которых всемирно известная "Янтарная комната".
Другим образцом мировой архитектуры является Александровский дворец, выполненный в стиле классицизма. Комнаты императора Николая II и его супруги Александры Федоровны оформлены в стиле модерн.
Неотъемлемой частью музея-заповедника "Царское Село" являются его парки - Екатерининский и Александровский общей площадью 300 гектаров. В парках Пушкина расположено более 100 архитектурных сооружений - дворцы, павильоны, мосты, мраморные монументы, подражающие готической, турецкой, китайской архитектуре.
Территория, где находится "Царское Село" издавна входила в состав Древнерусского государства под названием "Ижорская земля Господина Великого Новгорода". В 17 веке была захвачена шведами, а в правление императора Петра Великого возвращена России. Название Царского Села происходит от шведского Saris hoff, Saaris moisio ("мыза на возвышенном месте, Сарская мыза").
В 1710-1720 годах начинается возведение загородной царской резиденции, проводятся мероприятия по упорядочению застройки, возникает слобода дворцовых служителей. Сарскую мызу стали называть Сарским Селом, а чуть позже - Царским Селом.
На протяжении 18 и 19 и начала 20 веков Царское Село считалось летней Парадной императорской резиденцией. С 1811 по 1843 годы здесь находился Царскосельский императорский лицей, в котором воспитывался А.С. Пушкин.
В советское время дворцово-парковый ансамбль "Царское Село" был превращен в музей, а другие здания были отданы под образовательные и оздоровительные учреждения, поэтому в 1918 году город был переименован в Детское Село. В 1937 году в 100-летнюю годовщину смерти А.С. Пушкина город был назван Пушкин.
Два с половиной года был захвачен город Пушкин в годы Великой отечественной войны. В 1942 году была вывезена облицовка стен знаменитой Янтарной комнаты, поиски которой ведутся и по сей день. В послевоенные годы дворцово-парковый ансамбль Царское Село был возрожден из руин.
Сегодня Царское село - это Государственный музей заповедник, который ежедневно посещают несколько тысяч туристов.
Павловск - это выдающийся дворцово-парковый ансамбль конца 18 - начала 19 века, который был построен как летняя резиденция императора Павла I и его семьи. Павловский парк - один из самых больших в Европе, его площадь составляет 600 гектар.
Коллекции дворца Павловска связано с путешествием императорской семьи по Европе в 1781-1782 годах. Были привезены картины, мебель, ткани, фарфоровые сервизы, античные скульптуры, и множество подарков от королевских дворов Европы.
Павловский парк с момента его создания славится как лучший пейзажный парк мира. Причиной очарования парка называют удивительно точную найденную соразмерность ландшафта и архитектурных сооружений. Другие исследователи считают залогом успеха удачный выбор места для Павловского парка - холмистый, но не контрастный пейзаж в долине реки Славянки. Многочисленные повороты этой речки и разная высота берегов позволили так гармонично сочетать строгие и классические постройки и окружающую природу.
Павловский дворец создан Ч. Камероном в 80-х годах 18 века. После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией.
Доминирующие положение в парке занимает Павловский дворец, построенный на высоком берегу реки Славянки. Павловский дворец виден даже из самых отдаленных уголков парка. Ч. Камерон для его постройки выбрал распространенный тип итальянской загородной виллы с венчающим её куполом.
Общая схема здания скорее походит на русскую усадьбу: к центральному корпусу примыкают открытые коллонады. Вестибюль Павловского дворца украшен статуями из Египта. Главный фасад дворца был обрамлен полукруглыми галереями и флигелями, окружающими обширный парадный двор. В плане дворец напоминает подкову. В центре парадного двора в 1872 году был установлен памятник Павлу I. Такая композиция очень похожа на площадь перед дворцом в Версале с памятником Людовику IV. С утонченным и строгим внешним видом дворца контрастирует внутренние убранство Павловского дворца.
Из интерьеров дворца особое место занимают Итальянский и Греческий залы.
В Итальянском зале собрана мраморная скульптура.
Греческий зал получил свое название из-за оформления в античном стиле: стройные колонны, статуи в нишах, светильники, подвешенные на цепях между колоннами.
Картинная галерея - дань традициям 18 века, когда собрания произведений живописцев были обязательной частью русских дворцов.
Большой зал поражает своими размерами - его площадь составляет 400 квадратных метров. Первоначально он планировался как парадная столовая, но позже в нем был установлен императорский трон, поэтому зал получил второе название - Тронный. Плафон зала украшает роспись, изображающая уходящую в небо коллонаду, подчеркивающая высоту и огромность зала.
Во время Великой отечественной войны немцами было расхищено множество экспонатов Павловского дворца, а сам дворец подожжен. Но уже в 1957 году часть отреставрированных залов дворца была открыта для посещения, в 1978 году реставрация была завершена. В настоящее время для посещения открыто 45 дворцовых залов.