Миг-29. Ошибки, опыт, вопросы.

Pirog

Здравствуйте. Начну тему и буду делиться с вами ходом работы, задавать вопросы и обсуждать технологии.
Весь декабрь 2019 я проектировал в Solid’e Миг-29, одновременно и учился проектировать. Делал просто по сечениям найденным на картинке в интернете, внешняя геометрия вышла как мне кажется неплохо. Что то упрощал конечно и трансформировал в более rc модельный вид. Например немного увеличины воздухозаборники, утолщен и придуман мной (из головы) профиль крыла. Немного запутался какой модификации у меня Миг, но в общем вышло что то смешанное. Если кто то хочет 3d модель или уже готовые сечения под 50мм пеноплекс, я могу скинуть! Только подготовить всё нужно.

Я вообще люблю делать видео и поэтому снимал видео про создание этого самолёта, так же снимал видео про создание пилотажки несколько месяцев назад, получается довольно занудно…

youtu.be/BuFBfO-b4ZI

В общем за 3 месяца я дошёл до покраски модели и остановился на вот этом этапе. Возникло несколько проблем.

  1. Тяга расчётная с 2ух движков должна была быть 1400 гр.(64импеллеры с Али, акб 2x3s 2,2Ah 30-35c). Тяга по факту мгновенная 100% заряд 1020гр.
  2. Расчётный вес модели покрашенной не более 1400гр. По факту вес зашпаклёванной модели оказался уже 1410гр.

Первую проблему я думал решить с помощью заужения сопла, но надежд почти не было.

Вторая проблема была очевидна – понаделал я кучу мелких вмятин и дырок в процессе изготовления модели и решил их зашпаклевать тальком на столяре и тальком на пва. Никому этого не посоветую! Тальк на столяре дал корку не счищаемую даже шлифмашинкой и примерно +40гр только на крыльях. Фюзеляж обрабатывал тальком на пва+грунтовка всей модели пва д3 на воде + стеклоткань 30гр м2 по всем кромкам. + я загрунтовал акриловым грунтом всё и он выявил очень сильную разницу в поверхностях – типа блестящую корку шпаклевки и пенопласт. Вся обработка внешних поверхностей прибавила около 200гр. Я допустил очередную ошибку и решил дремелем выбурить всю шпаклевку и шлифмашинкой ( которую купил под это дело 2 дня назад ) и снять всю стеклоткань с поверхности и прочее, далее заделать всё шпаклевкой Sem Light ( которой не оказалось в Леруа месяц назад, и тогда я принял решение использовать тальк).
Два дня пыли и весь самолёт в дырах, без слёз не взглянуть, а главное убрал я только 50 гр. Жесткость потеряна, заполнять дыры - наберу ещё 100гр. Оглянул я самолёт – тут криво, тут перетяжелил, тут надо было по-другому делать, непонятно что с соплами и воздуховодами, и принял горькое решение делать новый Миг-29 с нуля учитывая опыт ошибок, а главное не снимать видео о том, как я клёво всё собираю и по максимуму консультироваться на форуме. Особенно в плане технологиям обтяжки и окраски. Видео я конечно сниму, но это уже будет потом.
Черновой Миг я буду использовать в качестве полигона для испытаний, например оптимальной формы воздухозаборнов и сопел. Результаты уже есть! Опишу их в следующем сообщении.

Итак, решение принято, самолёт уходит на эксперименты, и первый эксперимент с соплами. Снял я стеклотканевые сопла с заужениемдо 76мм…при импеллерах 64мм

И дунул на весах. Тяга возросла примерно до 1080гр. Хм.

Вчера прочитал на форуме, что заужение нужно делать сразу после двигателя, что бы минимальное сечение было на расстоянии не больше одного диаметра. Звучит логично. Изначально после импеллера диаметр …это не сопла ещё…пусть воздуховоды, вот воздуховодов была в размер губы импеллера-76мм. Только сейчас я понял, что это полная хрень, да я ещё и аэродинамик по профессии…
И начал я колхозить со стаканчиками заужающимися и картоном. Кстати оптимальное сечение зауженное 56.5 мм для 64 мм импеллера, так выдала программка в экселе, скачал ее тоже тут на форуме, стаканчик имеет заужение до 57мм - пойдёт. Два таких колхоза засунул в самолёт

Перед крыльчаткой прорезал скошенный вырез вдоль имеллера - жабры. Результаты тяги 1230гр без жабр, 1250гр с жабрами, НИФИГА СЕБЕ! идём дальше. Аккумуляторы подзаряжаю до 100%.
Убираю сужение

Тяга 1211 без жабр, 1270 с жабрами. ХМ

и далее решаю надеть стаканчик вот так

Да тут видно, что может сделать дремель в руках …

Результаты 1282гр без жабр, 1320 с жабрами.

Вот так на 300 грамм я занизил тягу неправильной формой сопла и воздуховода перед соплом. Это больше 20%!

Все лекала остались, станочек с нихромовой нитью остался, пеноплекс купил с запасом, можно снова вырезать сегменты, но уже с некой добавочкой, воздуховод должен быть чётким, ровным и самое главное без расширений- 66мм.

Первый готов!

Корпус имеллера входит чётко и с натугом. Самое главное никаких дырок, лучше недоплавить если струна криво пошла чем переплавить и потом шпаклевать.

Кстати насчёт клея которым склеивать сегменты. Я склеивал ПВА Д3 первый раз, но он даёт жёсткий шов, который потом мешает шкурить, ещё были случаи отклеивания сегментов, вес прибавляется значительно. Может обычный пва попробовать?

Ветер

Судя по видео, у тебя изначально крылья были с большими огрехами, поэтому надо изначально добиться ровной поверхности от реза, чтоб минимизировать шпаклю. Плюсом если ты собираешься все-равно оклеивать модель, зачем такой слой пены внутри оставлять? это же тоже вес. делай воздуховод отдельно, ровный и правильной(нужной) формы, а не формуй его изначально в пене. Ну и облегчай фюз. оставляй ребра жесткости а все остальное долой.

Pirog

Крылья да, мощности БП не хватило, струна еле шла + шаблоны нервюр были из картона, а это последствия лени. Сейчас буду из алюминьки или фанеры делать нервюры и блок питания мощнее искать. По поводу мяса в сегментах. Пока что я за минимум ребер жёсткости, пена тоже держит. Пока сегменты без клея они просто невесомы. На сегодня выпилил уже 9 сегментов из 22, а так же замутил тест клеев, завтра покажу все и расскажу результаты.

Yersh

Попробуйте клеить просто на строительную пену. Желательно использовать баллон под пистолет и хороший пистолет, я Саундаловский в Леруа покупал. Преимущества:
по сути, это тот же самый полиуретан, что и экструда/пенопласт. Швы обрабатываются легко- просто стезаешь ножом. С пенопластом адгезия отличная, в экструде можно наделать дырочек зубочисткой. Очень мало веса добавляет.

Pirog

Спасибо, сейчас карантин ещё, не так просто найти чего нет под рукой, вот пены у меня нет)

Ветер
Pirog:

Крылья да, мощности БП не хватило, струна еле шла + шаблоны нервюр были из картона, а это последствия лени. Сейчас буду из алюминьки или фанеры делать нервюры и блок питания мощнее искать. По поводу мяса в сегментах. Пока что я за минимум ребер жёсткости, пена тоже держит. Пока сегменты без клея они просто невесомы. На сегодня выпилил уже 9 сегментов из 22, а так же замутил тест клеев, завтра покажу все и расскажу результаты.

для пробы метровой пенорезки использовал универсальный БП для ноутов, у него есть возможность менять выходное напряжение от 12 до 21 вольта.

Сергей_Швецов

Для резки пены использую струну для замены автомобильных стекол и зарядное устройство для зарядки аккумулятора автомобиля , от 6 до 12 вольт с возможностью регулировки мощности в ручном режиме .

Pirog
Сергей_Швецов:

Для резки пены использую струну для замены автомобильных стекол и зарядное устройство для зарядки аккумулятора автомобиля , от 6 до 12 вольт с возможностью регулировки мощности в ручном режиме .

Я купил на алиэкспресс моток нихрома 0,2мм aliexpress.ru/item/32826888683.html?spm=a2g0s.9042… А в качестве блока питания у меня компьютерный на 300 Ватт, маленькую струну питаю 5 Вольтами, большую 12 Вольтам, но 12 ей явно не хватает, буду её укорачивать немного тогда и 12 вольт хватит.

По поводу клеев, 4 испытуемых

8 одинаковых кубиков пеноплекса, с весом пары 15грамм. Весы конечно у меня с погрешностью в грамм, но всё же.
По прочности тяжело сказать, т к полностью ни один образец внутри не высох и легко отламывались, тяжелее всех Титан отломился, легче всех пва, столяр и Д3 одинаково, По весу вот на фотке видно сколько прибавилось, взвешивал каждый 10 кратно и весы обнулял.

Титан прибавил 0гр, пва и столяр 1гр, Д3 2гр. Ну и выбор очевиден, буду клеить тетрис на Титан. Монтажную пену сейчас боюсь не освою, Пура нет, но по отзывам он очень жёсткий. Если по 2 грамма на сегмент буду тратить с Титаном, то вес тетриса вырастет примерно на 40 грамм, грубо.

Ещё вопросик по воздуховоду от импеллера до сопла. Когда склею получится более-менее гладенький круглый пенопластовый канал, подшлифую, стыки уберу трубкой из наждачки и будет ок, но поверхность шершавая будет

НО есть вариант типа вставить трубку из бутылки ровную гладенькую, обтянутую на трубе (даже нашёл 66 мм!) с дальнейшим продолжением в сопло и разрезанную лепестками,

типа такого:

с такими бутылками грамм 20 наберу лишних, вот думаю оправдается это на тяге?)

Лепестки в любом случае мутить буду из бутылки, но в самом конце уже их вставлять только тогда.

Кстати насчёт лишнего пеноплексового мяса, который образуется из-за более правильного воздуховода. Я нашел первый сохранённый бракованный сегмент и сравнил его с новым первым сегментом на весах

4 грамма разница, и таких сегмента 4, т.е. 16 грамм получаю прибавку, но оно всё сильно жёстче выходит, а это место удара при приземлении, шасси то не будет!

Ветер

Про титан: он разбавляется спиртом, становится более жидким. легче после этого размазывается и быстрее сохнет.
Про пенорезку: не обязательно уменьшать длину проволоки, просто подключай 2 крокодилами на нихром, и расстоянием между крокодилами настраивай нужную температуру нити.

Pirog

Вырезал я все сегменты фюзеляжа, получилось где то даже лучше чем в прошлый раз. Для воздухоканалов перед соплами я решил использовать идеально подходящие штуки - алюминиевые банки, их даже резать не надо!

Весят совсем мало, а на выходе их можно распушить в ромашку которая будет всегда изнутри обжимать сопло. На таких полных банках я уже склеил задние сегменты и несколько первых тоже склеил.
Титан развёл спиртом, благо перед карантином и купил и насобирал у знакомых спирта для рук, очень мне понравилось клеить тетрис Титаном. Взвешивал перед склейкой сегменты, после полного высыхания титан прибавил только 1 грамм! Кстати заказал себе весы с точностью 0,1 грамм), скоро поточнее буду измерять.
Перешёл к вклеиванию втулок осей горизонтально оперения. Втулки у меня были напечатаны на принтере с неким запасом. Такие втулки непрочные, поэтому предварительно обмотал их карбоновым волокном на смоле. Ось оперения - карбон 5 мм + в критическом месте внутри ещё 3мм маленький кусочек карбона. Вырезал в нужном месте сегменты с небольшим скосом, т к у Мига ГО под небольшим углом стоит.
В прошлой версии эту площадку вдоль 2ух сегментов около втулки я усиливал полоской стеклоткани, вышло тяжело. Я решил пойти радикально и сделал ребро из полоски алюминьки, сегодня купил лист тонкой алюминьки для этих целей как раз. Две такие полоски в сумме весят 7 грамм, а жёсткости в нужной мне оси предостаточно. Я так влюбился в разбавленный Титан, что всё решил клеить на него. Титан алюминий клеит в таких местах, это я уже неоднократно пробовал на других моделях, но алюминьку поцарапал болгаркой на всякий. На фотке выше Титан намазанный полимеризуется, потом можно прижать и он уже схватывается!


Банка тестовая, мятая и некрасивая. Фиксировать ГО буду через отверстия сверху. Изначально думал шплинтом (на конце карбоновой оси вклеена нейлоновая пробочка), но сейчас думаю нарезать там резьбу М2 и вворачивать винтик в нейлоновую пробку.
Вообще тетрис смотрится кривовато, но он такой специально, где то я не дорезал специально, что бы потом можно было шкуркой всё вывести. Сам процесс сборки всего этого наносит много мелких дырочек, царапин и вмятин на пеноплексе, причем сам не понимаешь от чего это всё происходит, поэтому потом проще сошкурить побитый слой, чем шпаклевать дырки. Тетрис вырезал по картонным шаблонам, после первого раза они уже истрепались, было тяжело. Всё это навело меня поиски инфы о создании чпу лазера на Ардуино, в целом это вполне реально! А на ЧПУ фрезере можно и тетрисы вырезать!

SEAL

Дмитрий, с интересом наблюдаю за течением вашего проекта. Возможно вас терзает мысль: полетит ли вообще? А полетит, то будет ли обладать при том адекватной устойчивостью, управляемостью, тяговооруженностью. Так что с ходу позволю себе дать вам совет:убирайте металл из самолета, а тем более из хвостовой части. Пивным и ПЭТ бутылкам тоже там не место. По своему опыту: лучше попыхтеть и оформить сопловую часть за статором импеллера из пены, обработав внутреннюю стенку канала “нулевкой”, чем потом чесать затылок по теме лишнего веса в хвосте и в целом. Вес по грамульке набежит незаметно!
Проще батареи сместить назад при передней центровке, нежели кидать в нос свинца, наращивая нагрузку на крыло и снижая тяговооруженность. Кстати о нагрузке. Мой ориентир-40 гр/дм.кв. МИРАЖ из соседней ветки, при весе немногим более 900 гр,имеет оную (чуть больше), и его маневренные,взлетно-посадочные характеристики таковы, что я его в руки свои иногда сажаю, ловя за носовой обтекатель.
Внешнее оформление модели таких размеров(кстати вы могли бы их назвать?) можно завершить скотчем под разогретым утюгом.
Пленка скотча хорошо так обжимает пенопласт, делая всю конструкцию заметно крепкой и жесткой. Веса при том наберется всяко меньше, чем от стекла на аквалаке, например.
Ждем очередных постов о ходе проекта!

Pirog

Спасибо Сергей. Только что я вклеивал шпангоут из алюминия в воздухозаборник, вес такого шпангоута 3.1 грамма. Я делаю вроде бы Миг-29 с известными аэродинамическими характеристиками поэтому я не задаюсь, простите, такими вопросами. Вопрос один и из-за него я переделываю самолёт - это вес. И уложится мне нужно в 1300 грамм полётного веса. Прошлая версия выходила в 1500 грамм. Прошлый мой самолёт интегральной схемы Су-27 обклеен скотчем и плёнкой, держит она хорошо, но смотрится не идеально, поэтому этот хочу красить.
По проекту пока ничего такого, каждый день по 4-5 часов я занят самолётом, на данный момент склеен почти полностью весь фюзеляж с усилителями, вставлены импеллеры. Завтра буду резать крылья.
Сопла вышкурены идеально, но алюминиевую банку всё равно хочу вставить.
Длина 1233. Размах 900.

SEAL
Pirog:

Я делаю вроде бы Миг-29 с известными аэродинамическими характеристиками поэтому я не задаюсь, простите, такими вопросами.

Ну что ж,Дмирий,:) остается пожалеть вам успеха в реализации данного проекта. С вас-зачётный видос об испытаниях.

Pirog

Ну в плане опыта полётов я опираюсь на предыдущую свою модель интегральной схемы.

youtu.be/rRP1tW9lRvY

Уже хрен знает сколько на ней летаю. Центровка там идеальная, перенёс её на Миг-29 по корневой хорде крыла, пропорционально, от передней точки корневой хорды, не знаю правильно или нет, но заускать буду первый раз в поле с очень большой травой)

Pirog

Спроектировал новое сопло с учётом полученных ранее замеров тяги с стаканчиками)

Новое синее, как то не пропорционально смотрится, хотя и старое красное тоже средне как то. Сопло и промежуточное кольцо распечатаю на принтере и в стеклоткань, пластик потом вытащу, по передней и задней кромке сопла пройдусь карбоновым волокном. Сопло из бутылки я пробовал, очень НЕ ПОНРАВИЛОСЬ, слишком мягкое.

nn

А зачем ему, соплу, жесткость?
Я делал из потолочки и из тонкой, мягкой бутылки, внутри сопла будет давление.

Pirog
nn:

А зачем ему, соплу, жесткость?
Я делал из потолочки и из тонкой, мягкой бутылки, внутри сопла будет давление.

Ну это реально сопли, оно деформируется всё при подсоединение к нему тросиков и тяг. Смотрится опять же так себе.

Сегодня занимался крыльями. Корневую нервюру резал из отлива от подоконника (ненужного), концевую из алюминьки ( на первую жалко было алюминьки) Ну в целом процесс стандартный.

Продольную ось концевой нервюры разместил чуть ниже оси корневой, так как то копийнее. Одно крыло испортил, но быстро сделал новое. Температуру струны крокодильчиками повысил, в общем почти всё ок. Несравнимо лучше вышли чем первые, шпаклевать ничего не надо, но надо подклеить, потолочку например, в одних и тех местах у корня, чото там поплавило лишнего

Одна консоль 18 грамм. Задняя кромка очень тонкая надо её чем то укрепить сразу, и вопрос этот автоматом перенаправляется на дурацкий вопрос А ЧЕМ ЖЕ ОКЛЕИВАТЬ МОДЕЛЬ?? Который день ищу инфу на форуме, и никто блин не говорит в граммах что же лучше: крафт бумага, калька карандашная, калька глянцевая, бумага для запекания, бумага обычная, стеклоткань… на пва, на аквалаке, на эпоксидке или вообще чулки блин. Чувствую тут только самому тестить на кусках и взвешивать.

Сергей_Швецов

Можно попробовать : серпянкой или строительным бинтом на пва , после окраски кромку плоскости можно усилить бронирующей плёнкой , а так выбор за вами

nn

извиняюсь, забыл что сопло поворотное))

Pirog
Сергей_Швецов:

Можно попробовать : серпянкой или строительным бинтом на пва , после окраски кромку плоскости можно усилить бронирующей плёнкой , а так выбор за вами

ого, новые какие штуки, неслыханные мной, я вообще думаю над полосками крафт бумаги на лаке или пва, а весь самолёт склоняюсь стеклотканью на аквалаке. кстати первые варианты крыльев оклеил полоской бальзы по кромке, но это ничего не даёт, она слишком тонкая)

Pirog

И снова фюзеляж! Фотки после первой итерации шкуринга


На второй фотке можно видеть шпангоуты из алюминьки там куда будет производится жёсткая посадка. Сзади ещё будет продольный стрингер сантиметров 5 сзади у сопла. Вес фюзеляжа с импеллерами сейчас 368 грамм, мне кажется это на грамм 50 легче прошлого фюзеляжа в такой комплектации. Дальше входы воздухозаборников буду обклеивать тонкой стеклотканью. Входы кстати как то значительно больше получились, что может радовать.

Кстати вот сопло сегодня распечатал, оно немного перевытянуто, на миллиметров 10, чтобы после оклейки стеклом можно было спокойно торценуть неровные края.

Так же я нашёл рулон интересной бумаги, аш 1970 года, миллиметровка, очень приятная на ощупь, как калька, но помягче, тонкая и лёгкая.

Вот думаю может ей низ обтянуть, а верх стеклотканью 30гр м, или вообще всё бумагой, всё же у меня посадки будут преимущественно в траву. Так же не исключаю обтяжку низа плёнкой или скотчем, а верх уже чем то на аквалаке. Кстати заказал аквалак, всё теперь только заказывать и ждать, нельзя блин пойти и купить…

Norman

Молодец!!! Поучительно для начинающих и актуально…Главное - подробно…Успехов!!!

Pirog

Здравствуйте. Долго делал сопла, каждое за 2 захода, проклеивал стеклом слабые места, потом вклеил ушки для тросиков и вчера покрасил. Как уже писал выше, болван сопла печатал на принтере и его через слой полиэтилена облеплял стеклом.


Идеально ровное не вышло, можно было конечно заморочиться, шпаклевать его и выводить, но почему-то на этом так подробно не хотел останавливаться. Мне кажется оно в процессе перевозок и приземлений быстро покоцается.

Так же опробовал аквалак и рулон миллиметровки 1970 года) на задней поверхности крыла. Аквалак заказал для саун и бань баночку, валиком наносил вчера. Предварительно разбавил водой прилично. Сегодня смотрел на результат и мне очень понравилось.

После суток сушки полоска с двух сторон крыла 300мм*160мм прибавила 3 грамма, при этом прочность крыло прибавило значительно,очень, и поверхность ровная красивая. Я думал две тонкие карбоновые трубки по крылу пускать, но теперь думаю если оклеивать такой бумагой весь самолёт, то может и одной трубки достаточно будет. Не знаю как швы будут шкуриться ещё если дальше в нахлёст делать обшивку. Надо попробовать площадь самолёта в виде сверху и снизу посчитать и прикинуть сколько будет весить обшивка такая всего самолёта.
Так же сегодня сделал рамки для сервомашинок сопел. Раньше они у меня в пенопласт втыкались, было прочно, но не эстетично. Теперь же я на принтере сделал замечательные рамки и вклеил их во внутреннее пространство фюзеляжа.

Обожаю проектировать и печатать такие штучки, никакой кривоты на выходе.

Кстати параллельно начал работу над созданием ЧПУ фрезера/лазера) ну как начал, начал заказывать детальки на АлиЭкспрессе и печатать детали на принтере. Может и получиться такие самолётики на чпу вырезать)

Pirog

Кому интересно, сколько в теории прибавит оклейка бумагой на аквалаке я прикинул исходя из веса того небольшого куска на крыле. Итак выходит, что оклейка 16000мм2 даёт прибавку в 1гр. В Солиде посчитал площадь всех поверхностей модельки, прикольненькая функция!

ИТОГО вышло не идеально точно наверное, но думаю в пределах 10% - 1216050мм2 и по весу это будет 76грамм!! Что более чем замечательно!!