Автор Тема: Народные и церковные праздники  (Прочитано 52592 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей просматривают эту тему.

nicoll

  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 5394
  • -> Вас поблагодарили: 10735
  • Сообщений: 2128
  • Респект: +1068/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #165 : 27 Май 2018, 14:49:38 »
 [-=-

Излишняя скромность - кратчайший путь в неизвестность !

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #166 : 07 Июль 2018, 00:40:27 »
С Ув. Владимир

Дигидон

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 16968
  • -> Вас поблагодарили: 29640
  • Сообщений: 6477
  • Респект: +4835/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #167 : 07 Июль 2018, 10:23:12 »
 --* = +Х "+''


vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #168 : 07 Июль 2018, 13:40:32 »
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #169 : 12 Июль 2018, 00:58:10 »
Праздник славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла

12 июля православная церковь отмечает День славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла.

В этот день заканчивается Петров пост, если только праздник святых апостолов Петра и Павла не попадает на среду или пятницу.

Апостол Петр — уроженец города Вифсаиды, брат апостола Андрея, жил со своим семейством в Капернауме и занимался рыболовством. Звали его Симоном, а имя Петр (что значит камень) он получил от Иисуса Христа. Жизнь Петра освещена в Евангельском повествовании более других апостолов потому, что он все время находился рядом с Христом, особенно сильно был привязан к Нему, первый безоговорочно верит в Божественное посланничество Господа. За это он был удостоен особой близости к Господу. Христос, утвердив Петра в апостольском звании, троекратно повторил: «Паси овец Моих». И Петр стал одним из самых смелых проповедников Евангелия. Уже в день Пятидесятницы он обратил в Христову веру сначала 5000, а потом еще 3000 человек. Петр прославился многими исцелениями, а в Иоппии воскресил из мертвых Тавифу, бестрепетно свидетельствовал о Христе перед начальниками иудейскими и судом синедриона, был дважды заточен в темницы, обрекался на смерть, но после чудесных освобождений ангелом не оставлял своего проповеднического подвига. Он побывал в разных странах Востока и Запада. Петр мученически скончался в Риме примерно в 57 году. Приговоренный к кресту он попросил распять его вниз головой, считая себя недостойным умереть, как Господь.

Апостол Павел носил имя Савл, что значит «выпрошенный», «вымоленный», и только спустя некоторое время после обращения ко Христу стал называться Павлом. Он был родом из Тарса, жители которого пользовались правами римских граждан, и воспитывался при Гамалииле, известнейшем иудейском законоучителе того времени. Савл вырос неистовым защитником отечественного закона и отеческих преданий. Евангельская проповедь апостолов вызвала его горячее негодование, и он стал одним из главных их гонителей. В Книге Деяний рассказывается о внезапной слепоте Савла во время шествия в Дамаск: «И три дня он не видел, и не ел, и не пил» (9:9). А далее произошло чудесное исцеление Савла одним из учеников Христа, после чего прозревший Савл сам уверовал во Христа и стал проповедником Его учения: «И тотчас стал проповедывать в синагогах...» (9:20). Апостол Павел, как и апостол Петр, много потрудился в распространении Христовой веры и справедливо почитается вместе с ним «столпом» Церкви Христовой и первоверховным апостолом.

Они оба мученически скончались в Риме при императоре Нероне, и их память празднуется в один день.

С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #170 : 28 Июль 2018, 13:12:14 »
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #171 : 02 Август 2018, 12:45:23 »
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #172 : 11 Август 2018, 09:34:03 »
Рождество святителя Николая Чудотворца

11 августа Русская Православная Церковь празднует Рождество святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских. Это один из самых почитаемых святых на Руси.

Надо сказать, что помимо двух основных праздников, посвященных святителю Николаю, празднуемых (по новому стилю) 19 декабря (блаженное успение святого) и 22 мая (перенесение святых мощей в город Бар), существуют и другие дни церковного чествования Угодника Божия Николы. А вот праздник его рождения пока не очень широко известен в России, поскольку был возрожден не так давно – в 2004 году по благословению патриарха Московского и всея Руси Алексия II празднование Рождества Святителя Николая было возобновлено.

Николай Чудотворец родился в 258 году в городе Патаре, недалеко от Ликии, что на южном побережье малоазийского полуострова. Его родители Феофан и Нонна были благочестивыми и праведными христианами, но долгое время были бездетны, о чем очень горевали и постоянно молились Богу о послании им ребенка. Господь услышал их и послал им сына, а они дали обет посвятить единственного своего ребенка служению Богу.

Младенец же Николай со дня своего рождения показал людям свет будущей своей славы великого чудотворца. Первое чудо он явил при самом своем рождении, исцелив свою мать от тяжелой болезни. К тому же новорожденный младенец еще в купели во время крещения простоял на ногах три часа, никем не поддерживаемый, воздавая этим честь Пресвятой Троице.

Уже с младенчества Святой Николай начал жизнь постническую, принимал молоко матери по средам и пятницам, лишь один раз, после вечерних молитв родителей. Став чуть постарше он преуспел в изучении Божественного Писания, целые дни проводил в храме, а ночью молился и читал книги. Будучи постоянно в трудах и молитве Николай проявлял великое милосердие к окружающим, приходил на помощь страждущим и раздал все свое имение нищим. Сам он вел простой и весьма аскетичный образ жизни и прославился как великий угодник Божий.

Еще при жизни святитель Николай совершал многие чудеса – не раз спасал утопающих в море, выводил из плена и заточения в темницах, исцелял людей от недугов и даже воскрешал их, боролся за правду и требовал у власть имущих восстановления справедливости, учил своей жизнью любви и состраданию. Он прожил достойную жизнь и, достигнув глубокой старости, мирно скончался. Великорецкая икона святителя Николая Чудотворца (16 век) Великорецкая икона святителя Николая Чудотворца (16 век)

Поэтому неудивительно, что этот святой почитался во все времена и у многих народов. Однако, точное время установления празднования Рождества святителя Николая Чудотворца неизвестно. Вероятнее всего, первоначально этот праздник был местным в малоазиатских Ликийских Мирах, где Святитель служил Архиепископом, и на родине его родителей – в Патаре. Затем, в пору крестовых походов, этот праздник мог распространиться по всей Никейской Империи и оттуда проникнуть на Русь, где этот святой был чтим с древних времен.

К тому же, уже с 9 века Николай Чудотворец почитался на Руси как небесный покровитель державной власти – считалось, что он особо покровительствует православным царям. Известно также, что в 13 веке традиция празднования его Рождества в Русской Православной Церкви уже существовала, а в Великом Новгороде даже был монастырь, посвященный Рождеству Святителя Николая. Еще есть сведения, что одна из сохранившихся церковных служб, посвященных этому празднику, была составлена в пору Патриаршества Никона в 1657 году. Однако во время правления Екатерины Великой общецерковное празднование Рождества Святителя Николая Чудотворца в России было упразднено.

И вот спустя несколько веков празднование было возобновлено, и в честь праздника Рождества святителя Николая были составлены тропарь и кондак, с древних времен известные в литургической жизни Русской Православной Церкви.


С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #173 : 13 Август 2018, 01:49:18 »
13 августа - Евдокимов день
В этот день вспоминают праведника Евдокима Каппадокиянина. В 9 в. в Малой Азии, в благочестивой христианской состоятельной и знатной семье родился мальчик. Родители его, Евдокия и Василий, растили сына в послушании, и совсем в юном возрасте Едоким дал обет безбрачия и соблюдал его так строго, что не только старался не общаться с женщинами, но даже и не смотреть на них, делая исключение лишь для матери.

Сам император, восхищенный праведностью Евдокима пожелал видеть его правителем Харсианской области. И Евдоким оправдал надежды правителя, исполнял возложенные на него обязанности с большим рвением, заботясь о душах вверенных ему людей, защищая каждого и помогая в нужде вдовам и сиротам.

Умер Евдоким молодым – в 33 года, как говорили, оттого, что очень уж понравился своим образом жизни Богу. Поэтому неудивительно, что вскоре к его гробнице потянулись люди, ждущие чудес и исцеления. Когда же гроб Евдокима был открыт через несколько месяцев, собравшиеся увидели, что его тело не тронуло тление и почувствовали, что оно чудесно благоухает. В православии Евдоким почитается покровителем брака, в частности, потому, что сам он был с родителями в теплых, доверительных отношениях.

На день памяти праведника приходилось в народном календаре и Евдокимово заговенье, за которым следовал Успенский пост, который, правда, не был очень строг благодаря тому, что летом даже самое постное на крестьянском столе могло быть очень вкусным. На нем были свежие овощи, лесные ягоды, свежий хлеб, и множество блюд из репы – от пареной и репы в пирогах, до каши с ней и квасе на репке.

В Евдокимов день пахари заговаривали бороны – остались бы целыми, не ломались на весь период работы, и об этом обряде есть такие поговорки: «Конь с места не тронется, пока мужик над бороной не наклонится», «Коли не заговоришь борону — не угодишь коню».

Именинники в этот день: Анна, Антон, Арсений, Василий, Вениамин, Владимир, Георгий, Евдоким, Иван, Иосиф, Константин, Максим, Николай, Сергей, Степан, Юрий
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #174 : 14 Август 2018, 01:26:30 »
14 августа - Первый Спас, Медовый Спас

День Первого Спаса - начала Успенского поста, которым отмечали, начиная с 9 века, изнесение Древа Креста Господня. Пришел же этот обряд из Константинополя, где Честное Древо Креста носили по городским улицам – это должно было служить не только чисто церковным обрядом, но способствовать защите горожан от болезней.

Итак, с 14 августа и до самого Успения Пресвятой Богородицы, каждый христианин мог прийти поклониться Древу Креста. Повсеместное же распространение праздника на русской земле относится к окончанию 15 века.

От Петрова поста до Успенского – точно месяц срока, а далее идут широко известные праздники – Успение Божьей Матери и Преображение Господне. Всего же Успенский пост имеет три праздничных дня – Медовый спас (Всемилостивого Спасителя), Яблочный Спас (Преображение Господне), Ореховый Спас (перенесение Нерукотворного образа Господа Иисуса Христа).

Успенский пост не столь строгий, как пост Великий, однако построже, чем пост Рождественский и Петров. По понедельникам, средам и пятницам – сухоядение, в четверг и вторник позволительно кушать вареные овощи, а вот масло на столе позволено только в воскресенье или субботу. И, хоть уже и поспевали яблочки, но еще до Яблочного Спаса запрещено было лакомиться яблочками, запрет касался и винограда.

День также иногда называли Мокрым Спасом, ведь попы освящали этим днем все водоемы, а народ спешил укрепить здоровье, окунувшись в освященные воды.

Но чаще его именовали Медовым Спасом, по установившейся традиции заламывать, или подрезать соты, дабы и самим медку отведать, и уберечься от соседских пчел, которые, по поверью, могли мед украсть. Мед относили освятить в церкви, впрочем, то же делали с остальными плодами летних трудов.

На юге страны это был Маковый спас, день освящения маковых головок. Уставляли столы блюдами с маком – пышными булочками-пирожками, еще – знаменитыми маковниками. Для них долго варились мед с маком, густели на огне, а потом массу выкладывали слоем, остужали и нарезали.

В тех районах мак был не только сладостью да добавкой в выпечку, он служил еще оберегом: никакая ведьма не смела войти в дом, что был обсыпан маковыми семенами.

Во дворах шли работы по подготовке к зимним месяцам, на полях начинался сев озимых. Тут были свои обряды. Шли поклониться опытному, старейшему в селении пахарю, просить выйти в поле, рассеять зерна ржи на посев: «Посей ты, дедушко, первую горсточку на твое стариковское счастье!».

Точное время посева иногда определяли по поспевающей малине: мелковатые ягодки - посев откладывали, а ягоды крупные заставляли не медлить. На эту тему было немало сказано: «Паши под озимы, готовь гумна и овины», «В дожди не должно сеять ржи; как намочило оглобли — так и поезжай домой», «Когда сеешь хлеб в погоду, больше родится приплоду».

Но что по малине долго гадать? Ее спешили и собирать, чем занимались бабы и детвора. Малину любили свежей, а еще в вареньях, ею и лакомились, и лечили простуды. Не обходили стороной и ягоды черемухи, пускали на варенье, сушку, ведь сухие ягоды – и начинка для пирогов (в перемолотом виде), и целебное средство.

Именинники в этот день: Александр, Дмитрий, Леонтий, Софья, Тимофей, Фёдор
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #175 : 15 Август 2018, 00:12:21 »
15 августа - Степан Сеновал

Праздник посвящен первому христианскому мученику из диаспоры евреев – святому Стефану. По легендам, апостолы назначили его в числе семи христиан диаконами, дабы они присматривали за «ежедневным раздаянием потребностей». Но Стефан помимо этого также проповедовал в городе Иерусалиме.

Как-то раз в своей проповеди он высказал мысль: «Всевышний не в рукотворённых храмах живет». Это не только вызвало отрицание у представителей синагоги, но слово «рукотворённый», применяемое обычно для определения языческих идолов, было вочпринято страшным богохульством, за что Стефана предали суду.

На нем после произнесения длинной речи, которая еще больше настроила против него, Стефана убили, причем неясно, было это сделано по приговору или его закидала камнями разъяренная толпа. Но, как бы то ни было, Стефан не просил о пощаде, только молился Иисусу за врагов своих и просил Спасителя принять его дух.

В народе имя Стефан трансформировалось в Степана. А определение Сеновал появилось, поскольку наступала пора завершения сенокоса, оставалось скосить отаву. Каждая крестьянская семья в этот день сообща набирала определенные травы да цветы, чтобы сплести большой венок – Степанов, который висел на особом месте – в красном углу и служил универсальным лекарством: если кого валил недуг, хозяйке дома нужно было отломить немного «трав могучих», заварить и луговым душистых ароматом прогнать злых духов. И так травы венка помогали врачеваться до Илларионова дня, который наступал 10 апреля.

Отдавали много внимания лошадям – всячески обихаживая их и давая напиться через серебро. Конечно, серебряной посуды у крестьян не водилось, но народ с умом обходился и малым. Итак, нужно было отвести лошадь сперва искупаться, а затем – к лесному ручью. Серебряную монетку сперва бросали в ключ, затем – в шапку, и туда же набирали воды, которой и поили лошадь. Монетку же следовало спрятать в конюшне до следующего года, и нередко она передавалась в семье ототцов к сыновьям. Ну, а польза обряда была в том, что лошади после него должны были стать покладистее и не страшиться нечистой силы.

Степанов день и еще несколько следующих указывали на то, каким будет весь сентябрь.

Именинники в этот день: Василий, Иван, Кирилл, Платон, Роман, Степан, Тарас, Фёдор
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #176 : 19 Август 2018, 08:00:13 »
С Ув. Владимир

MISTER

  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 67
  • -> Вас поблагодарили: 10927
  • Сообщений: 2634
  • Респект: +1244/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #177 : 19 Август 2018, 09:37:44 »
Православный праздник 19 августа
19 августа православный христиане отмечают Яблочный Спас или Преображение господне. Это один из самых важных праздников для крестьян. Говорили, что 19 августа можно встречать осень – погода становится прохладной. "Пришел Спас – держи рукавички про запас". Сегодня нужно святить в церкви яблоки и мед. Не рекомендовалось есть яблоки и виноград до Яблочного Спаса.
« Последнее редактирование: 19 Август 2018, 09:51:10 от MISTER »

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #178 : 28 Август 2018, 08:13:05 »
28 августа - Успение

Праздник Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии, называемый народом просто – Успение. А посвящен этот день дате смерти Божией Матери.

О ее жизни из Нового Завета известно следующее. Апостолу Иоанну распятый Иисус поручил опекать Марию, что было верно исполнено – после казни Христа и его воскрешения Мария и Иоанн стали жить в Иерусалиме. Нередко Мария поднималась на Голгофу помолиться, и сюда как-то к ней спустился сам архангел Гавриил, известивший Марию: через 3 дня ей суждено «отойти ко Христу Богу». И в день кончины Марии в Иерусалим чудесным образом перенеслись апостолы, до того находившиеся в иных странах, где они говорили проповеди.

Апостолы погребли Марию близ ее родителей, а вход в гробницу завалили большим камнем. В третий день от смерти Марии в Иерусалим пришел Фома, и апостолы вместе с ним отправились к гробнице, дабы и Фома смог проститься с Марией.

Но, когда они отодвинули камень и вошли в гробницу, то не нашли там тела Богородицы, лишь ее благоухающие погребальные одежды. И вскоре, не наступил еще и следующий день, Мария навестила апостолов, они узрели ее среди ангелов, а она сказала: «Радуйтесь, ибо я с вами во все дни».

Успение – один из самых ранних христианских праздников. В 6 веке его праздновали везде, где только было христианство, а датой его официального установления принято считать 582 год. Православная церковь считает Успение одним из дюжины важнейших праздников после пасхи. Успением завершается Успенский пост, строже которого только пост Великий.

В народном сознании образ Богородицы причудливо соединился с Матерью Сырой Землей – одним из древнейших славянских божеств, и потому на Успение также справляли именины Земли. Для ее почитания в этот день по ней не следовало ходить без обуви и, тем более, тыкать ее чем-то острым, вроде лопат или даже палок.

Успение иногда также именовали Дожинком, потому что завершалась хлебная жатва.

На жатве больше трудились женщины, и потому после Успения наступало молодое Бабье лето, время отдыха всего слабого пола, выполнявшего столько трудной работы, и время это тянулось до 11 сентября, то есть до Ивана Постного. Выходя на поле в последний раз, женщины перекатывались по земле и просили жниву вернуть силы, которых ушло немало на жатве, а также обвязывали серпы соломой. Сноп, сжатый последним, рядили в кокошник и яркий сарафан и с почестями, под песни, несли в деревню.

В этот день в церкви освящали и благословляли хлебные колосья и зерно.

Завершалось же все пирами, на которые все скидывались кто деньгами, а кто продуктами, и так накрывали длинные столы с жареной бараниной, пирогами, прочими угощениями и свежим пивом, причем на пиры приходили и те, кто был беден, их почитали за долг угощать более зажиточные селяне.

Еще одним названием праздника было Соление, так как приходила пора квасить капусту и солить огурцы, в зимнее время составлявшие неотъемлемую часть крестьянской пищи. Огурцы и капуста шли в рассольники и щи, ели их и просто – с хлебом и картошкой.
С Ув. Владимир

vdovbnenko

  • Супермодератор
  • Аксакал
  • *****
  • Спасибо
  • -> Вы поблагодарили: 30226
  • -> Вас поблагодарили: 47136
  • Сообщений: 11677
  • Респект: +19231/-0
Народные и церковные праздники
« Ответ #179 : 29 Август 2018, 09:41:30 »
29 августа - Спас Нерукотворный

Праздник Перенесения из Едессы в Константинополь Нерукотворного Образа Господа Иисуса Христа, который известен и как Третий Спас, или Спас Нерукотворный.

Тип изображения Спасителя в виде его лика на глиняной доске или на платке (урбусе) и называется Нерукотворным спасом.

Первым Нерукотворным образом Иисуса Христа принято считать изображение его, проявившееся на полотенце после того, как Христос, умывшись, отер им свое лицо. Этот льняной холст многие годы был величайшим сокровищем города Едессы.

В 944 году он был приобретен у города Константином VII и с большим торжеством перенесен в Константинополь, и, собственно, тогда и началась традиция праздника. Но после одного из нашествий крестоносцев реликвия была потеряна. Православные христиане считают, что Нерукотворный образ свидетельствует не только о той истине, что второе лицо Троицы воплощалось в образе человека, но и о том, что иконопочитание также истинно.

В этот день люди на Руси возносили Господу самые горячие молитвы, затем мужчины шли в поля с хлебом-солью, которые вручали им жены. Собирали в поле и необычную телегу: сперва загружали три снопа, на них - мешки с зерном для посева озимых. Тех, кому выпала честь засевать поле, на нем торжественно встречала детвора, поднося гречневую кашу и пирог.

О Спасах народ говаривал: «Первый Спас на воде стоят, на второй — яблоки едят, на третий — полотна продают да хлеб припасают».

Извлекали из печей хлеб нового урожая: «Третий Спас хлеба припас».

Обычно этим днем открывались торги холста и полотна.

Иное название Спаса – Ореховый – объяснимо: начинался сбор созревших орехов. А малым детям загадывали такие загадки: «Маленький мужичок — костяная шубка»¸ «Ни окон, ни дверей, посередине — архирей», «Нагни меня, ломи меня. Сломишь — гладко, расколешь — сладко».

Следовало отправляться к колодцам с источниками – почистить их и вволю напиться особо целебной подземной водицы.

Верили, что ласточки отправляются на зимовку в три больших вылета – по одному на каждый Спас. Коли к Нерукотворному Спасу и журавли покидали родные места, то уже к 14 октября, на Покров, следовало ожидать морозов.

Именинники в этот день: Александр, Анна, Герасим, Степан, Яков
С Ув. Владимир