С 2014 года в историко-художественном музее подмосковного города Домодедово в составе постоянной экспозиции, посвященной Виктору Талалихину, можно увидеть двигатель от самолета И-16, на котором он совершил свой всем известный таран: http://is-tok.ru/news/ehkspozicija_v_domodedovskom_muzee_posvjashhennaja_viktoru_talalikhinu/2014-12-07-218
Сегодня я с удовольствием ознакомился с экспозицией, посвященной тарану Виктора Талалихина. И с чувством глубокого удовлетворения убедился в том, что предмет на в правом углу нижнего яруса стеклянного стеллажа (на фото виден его край) - ни что иное, как полная лента от ШКАС. И для БС (И-16, тип 29) там кое-что тоже имеется. Вернувшись домой, еще раз внимательно перечитал интервью героя советским газетам. Особенно те фрагменты, где он говорит о том, что у него кончились боеприпасы.
Увидеть правду стоит дешевле батона хлеба. Цена входного билета в Домодедовский историко-художественный музей - 20 (двадцать) рублей. Очень рекомендую москвичам и гостям столицы.
Музей находится по адресу: Московская область, г. Домодедово, Каширское шоссе, д. 52.
Из политдонесения 177-го истребительного авиаполка (орфография и стилистика документа сохранены): «Сообщаю, что в ночь с 6-го на 7.08.1941 года примерно в 23.30 мл. лейтенант тов. Талалихин член ВЛКСМ при патрулировании в 7-й световой зоне на H-4500-5000 метров обнаружил самолёт противника ХЕ-111. После атаки из рс по самолету противника (три залпа) самолет противника задымил в правом моторе, повторил несколько раз атаку и израсходовал патроны пулеметов. Принял решение протаранить его.
Подойдя на 5-6 метров к хвостовому оперению самолета противника с расчетом винтом своего самолета отрубить хвостовое оперение самолета противника, в это время с самолета из задней турели была дана очередь по самолету мл. лейтенанта Талалихина. Мл. лейтенант Талалихин получил ожог правой руки. Видя, что самолет противника может уйти от него дал полный газ своему самолету и врезался мотором в хвостовое оперение самолета противника.
Самолет сгорел с полной бомбовой нагрузкой, экипаж 4 человека противника погибли, в том числе один подполковник, награжденный орденом Железного креста и медалью за Нарвик. Мл. лейтенант Талалихин, выбросившись на парашюте, благополучно приземлился, самолет мл. лейтенанта Талалихина при ударе о землю сгорел…».Отсюда: http://worldofwarplanes.ru/news/talalihin-2014/ Из Интервью, взятого у заместителя командира поисковой группы «Надежда» Сергея Каткова (указанный источник):«
- Какие интересные детали были обнаружены на месте падения? Позволило ли обнаружение самолёта узнать новые неизвестные подробности о событиях более чем 70-летней давности? Для меня, например, стал открытием тот факт, что это был И-16 тип 29, а не тип 24, как указывается в большинстве источников…
- Да, действительно И-16 тип 29, об этом говорит как номер самого самолёта – 2921570, так и найденные нами 12,7-миллиметровые патроны к пулемёту БС, который устанавливался на эту модель самолёта. Кстати, любопытно, что значительная часть боеприпасов оказалась нетронутой и сдетонировала при пожаре. Наличие боекомплекта противоречит словам самого Талалихина, который утверждал, что решился на таран вражеского бомбардировщика, только когда у него закончились патроны к пулемётам. Однако мы бы не хотели нагнетать некую сенсационность, которую недобросовестные исследователи могли бы истолковать превратно. Мол, если наши находки противоречат общепринятому описанию подвига, то и самого подвига не было. Безусловно, подвиг имел место. Вероятно, огнём бортстрелка с He.111 у И-16 было повреждено вооружение или система управления огнём, и Талалихин был вынужден прибегнуть к тарану».Комментарий: помимо БС, этот тип И-16 имел и два ШКАСа, о чем ни слова, в отличие от вот этого, например, материала:
http://i-podmoskovie.ru/php/podmoskovnii-letopisets/articles/2050-po-sledam-geroicheskogo-vozdushnogo-tarana.html. Но уже хорошо, что упомянуты РСы, из которых, на самом деле, Талалихин и поразил двигатель бомбера.
А подвиг, конечно, был, спору нет. Хотя, учитывая изложенное, мог стать результатом не осознанного решения таранить «Хейнкель» после того, как «кончились патроны», а, например, того, что наш летчик не сумел соизмерить свою скорость со скоростью цели. Что, в свою очередь, могло следовать вот из этого: «Мл. лейтенант Талалихин получил ожог правой руки. Видя, что самолет противника может уйти от него дал полный газ своему самолету и врезался мотором в хвостовое оперение самолета противника»…
В Домодедовском музее тоже есть экземпляр – с авторской дарственной. Но та, что на моем, тоже, по своему, интересна. Современные писатели много и охотно его переписывают. Сергей Георгиевич Утехин – «Виктор Талалихин». Второе издание, дополненное и уточненное. «Московский рабочий», 1965 год: К 75-летию со дня гибели Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина:
http://www.sovsekretno.ru/articles/id/5564/Неплохой ребус для фанатов оргштатки: эскадрильное оперативное подчинение, но без одного звена, оставшегося по месту предыдущей дислокации. К слову, и путь Виктора Васильевича в Северную Карелию был не настолько прямым, как об этом написано в книжке С. Утехина...
Шестая строчка снизу – очепяточка редакции, конечно. Предложение посередине в оригинале выглядит так: «Контр-тактика – последовательные атаки».
Также хотел бы снять с себя ответственность за «аса» в заголовке. Впрочем... приведу-ка по старой доброй традиции авторский вариант материала. К которому приложу эксклюзивную схему, не вошедшую в версию сайта. Автор – Роман НИКИТИН.
В «ФИНСКУЮ» ТАЛАЛИХИН СПАСАЛ ПОГРАНИЧНИКОВ
27 октября отмечается ровно 75 лет со дня гибели в воздушном бою Героя Советского Союза Виктора Талалихина, которого можно считать едва ли не самым известным советским лётчиком Великой Отечественной войны. Столько же исполнилось в августе его знаменитому тарану в ночь с 6-го на 7-е. Обстоятельства последнего боя героя-орденоносца до сих пор до конца не ясны: он был сбит немецким истребителем настолько внезапно, что даже лётчики его звена не смогли толком объяснить, как это случилось. Некоторый свет на возможную причину проливают, как ни странно, события другой, «незнаменитой» войны, отражённые в документальных фондах Российского государственного военного архива.
«Запутанная» войнаДо сих пор нельзя было даже с уверенностью сказать, в составе какой авиационной части Виктор Талалихин принимал участие в Советско-Финляндской кампании 1939-40 гг. Существующая биография лётчика, во многом, основывается на беллетристике полувековой давности, а не на подлинных архивных материалах. Пришлось обратиться к архивной Коллекции документов периода «Финской». Само слово «коллекция» означает то, что сохранилось далеко не всё. Однако в одном из дел удалось-таки обнаружить фамилию Талалихин. Документ носит длинное название: «Список лётно-технического состава 80-го авиаполка, сдавшего зачёт по подготовке взрывателей согласно инструкции». Сопроводительное письмо к списку датировано 13-м марта 1940 г. – днём окончания войны. Младший лейтенант Талалихин В.В., сдавший зачёт на «четвёрку», значится начальником связи 3-й эскадрильи. Вот только эскадрилья эта, вопреки заглавию, почему-то, не 80-го авиаполка, а 152-го! В советской же литературе вообще указывается совсем другая часть – 27-й ИАП ПВО. На самом деле, этот полк во время войны свою подмосковную дислокацию не менял. Но эскадрилью на финский фронт откомандировал, как выясняется, не одну, а две, причём, обе разными путями, но оказались в составе одного и того же 152-го ИАП, сформированного 10.01.1940 г. А с 13 февраля 3-я эскадрилья капитана Королёва (будущего командира полка, в составе которого Талалихин совершит свой таран) была оперативно подчинена командиру 80-го смешанного авиаполка. Но не вся, а без одного звена, которое осталось в 152-м ИАП в Войнице. Что тут говорить о современных исследователях – тогдашним штабистам впору и самим было запутаться, и ведь путались ведь!
Легенды и мифы «Финской»В Северной Карелии, ввиду специфики местности, боевые действия происходили по направлениям, сплошного фронта не было. 80-й САП обеспечивал с воздуха Ребольское, где противнику в начале февраля 1940 г. удалось окончательно заблокировать части Красной Армии и войск НКВД в изолированных гарнизонах на дороге, ведущей вглубь Финляндии. Решением Военного совета 9-й армии 15.02.1940 г. образована группа войск Ребольского направления. С КП командующего опергруппой управление созданной авиагруппировкой осуществлял лично командующий ВВС армии. Таким образом, становится понятна одна из причин оперативного подчинения эскадрильи 152-го ИАП 80-му САП – усиление авиагруппировки. Другая причина – участившиеся в начале февраля налёты на Ребольский аэродром одиночных финских самолётов.
Установив номера авиачастей, где воевал будущий Герой Советского Союза, по их документам можно определить, какую именно боевую работу на «финском фронте» он выполнял. Результаты потрясают! Вопреки общепринятому представлению, 3-я эскадрилья не провела ни одного воздушного боя. Все, якобы, сбитые Талалихиным «Фоккеры» финнов, не говоря уже о «Спитфайрах», которых на этом участке фронта попросту не было - не более, чем миф. Если, конечно, не приписать ему одному все три вражеских истребителя, оказавшихся на счету армейской авиации. ВВС Финляндии на данном участке фронта составляли, по советским данным, от силы, 20 самолетов, в основном, уже устаревших моделей. А одна только Ребольская АГ – не менее 76-ти. По-этому, как сказано в отчете, «истребительная авиация практики по прикрытию объектов и ведению воздушных боёв не получила из-за отсутствия воздушного противника». Как знать, не в этой ли цитате ключ к гибели Виктора Талалихина в следующей войне? Оказался сбит первым серьёзным воздушным противником: не бомбардировщиком, а современным немецким истребителем? Тогда для чего же был создан миф о, якобы, уничтоженных Талалихиным финских самолётах? Во-первых, в то время о Советско-Финляндской войне предпочитали много не говорить, и уж тем более, правду. А, во-вторых, для пропаганды образа героя подобает иметь биографию, героическую абсолютно во всём. Рутинный военный труд «воздушных рабочих войны», её, пропаганду, не устроит.
Истребитель? Штурмовик и пикировщик!Результаты их труда далеко не всегда бывали безупречны: случалось, и своих по ошибке бомбили-обстреливали, и продукты с боеприпасами в расположение противника сбрасывали. Но всё равно, не будь этой каждодневной упорной боевой работы, погибла бы в «ледяном аду», как уже случалось, целая стрелковая дивизия, а с ней подразделения 5-го оперативного полка войск НКВД СССР, которые охраняли и обороняли ее коммуникации. Этот стрелковый полк, сформированный на базе 73-го Ребольского погранотряда, в ряде документов именуется пограничным: «Только действия ВВС по оказанию помощи блокированным гарнизонам 54 сд и частям погранвойск, без преувеличения, дали им возможность отразить атаки превосходящих сил противника в течение 45 дней, сохранить свой состав и не умереть голодной смертью… На долю авиации выпало не только содействие частям дневными и ночными атаками войск и укреплений противника, но и полное снабжение всех гарнизонов…»
Сохранились приказы 80-го смешанного авиаполка. 16 февраля 1940 г.: «Эскадрилья «Чаек» прикрывает аэродром с воздуха, отдельными звеньями ведёт разведку дорог…» Со следующего дня одно звено эскадрильи постоянно находится в распоряжении комполка майора Плешивцева: «Вылет на выполнение боевой задачи по особому распоряжению». Одно из таких распоряжений последовало 8-го марта 1940 г. Этот полёт, прерванный пулемётной очередью над замёрзшим озером Сауна-ярви, стал последним для младшего лейтенанта Гумара Аюпова, друга Виктора Талалихина. К слову, в отчёте комполка удалось найти уникальное свидетельство того, что авиаторы использовали пограничную связь Ребольского отряда, который продолжал нести службу на границе: «Со штабом армии связь по радио. Аппарат СТ-35 работал по линии погранзастав…»
Эскадрилья капитана Королёва подавляла огневые точки противника пулемётным огнем и бомбометанием с пикирования – самолет И-153 «Чайка» мог летать с различной бомбовой нагрузкой и даже нести реактивные снаряды. Боевой отчёт 152-го ИАП позволяет реконструировать действия Виктора Талалихина и его товарищей в небе Финляндии: «Среднерадиальное отклонение бомб при пикировании равнялось 25-30 м, что не превышало радиуса сплошного поражения осколков. При атаках построек и палаток до 25% бомб имели прямые попадания… Враг, как правило, вёл огонь в момент выхода из пикирования и набора высоты. Контр-тактика – последовательные атаки. Последующий экипаж наблюдает, откуда противник ведёт огонь по предыдущему…»
Вот за какие боевые заслуги на «незнаменитой» войне получил, на самом деле, свой орден Красной Звезды младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин. Совсем скоро, но уже на другой войне, он станет Героем Советского Союза и будет знаменит на всю страну...
Подпись: «Попытки деблокирования окруженных с использованием авиации 17.02.1940 г.». Википедия теперь говорит правду, по крайней мере, в части участия ВВТ в Зимней войне:
«Согласно биографии «Виктор Талалихин», написанной С.Г. Утехиным в 1960-х годах прошлого столетия, на биплане И-153 «Чайка» совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды. В настоящее время данные о воздушных победах летчика не подтверждаются архивными источниками»:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BD,_%D0%92%D0%B8%D0%BA%D1%82%D0%BE%D1%80_%D0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87В конце опубликованного на сайте «Совершенно секретно» материала об участии В.В. Талалихина в Зимней войне есть справка: «В более полном объеме архивное исследование будет представлено в виде доклада на «Лубянских чтениях» 23 ноября 2016 г.».
Сегодня мне сообщили, что мой доклад, как и другие материалы той конференции на Лубянке, есть в открытом доступе. Но найти с ходу не получилось, хотя записывал внимательно. Может, доступ не столь уж открытый? По крайней мере, в данном мне адресе присутствовал... номер в/ч. На завтрашней конференции, где вновь выступаю с докладом, уточню, где и в чем ошибся и как получить доступ к материалам.
Так или иначе, но момент обнародования доклада в целостном виде настал и у нас. Научно-справочный аппарат (14 ссылок) опускаю.Р.М. Никитин (Москва)
«ПОГРАНИЧНЫЙ» АСПЕКТ УЧАСТИЯ В СОВЕТСКО-ФИНЛЯНДСКОЙ ВОЙНЕ 1939-1940 гг. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА В.В. ТАЛАЛИХИНА
Герой Советского Союза Виктор Васильевич Талалихин ещё при жизни стал одним из самых прославленных в стране военных лётчиков, и с годами эта слава не меркнет. В 2016 году отмечалась 75-летняя годовщина его знаменитого тарана немецкого бомбардировщика, а, вслед за этим, к сожалению, и скорбная дата гибели в воздушном бою 27 октября 1941 года. В настоящее время историки и поисковики продолжают исследования боевого пути Виктора Талалихина, которые носят комплексный характер и не ограничиваются Великой Отечественной войной. Своего рода «побочным открытием» стало документальное обоснование, как исторического факта, особых заслуг будущего Героя перед пограничниками в Советско-Финляндской военной кампании 1939-1940 годов.
О Зимней, или как её ещё называют в просторечии, Финской, войне существует достаточное количество научных публикаций, где подробно проанализированы и её причины, и её характер. Поэтому нет смысла останавливаться на этом подробно. А вот многие события той далёкой поры ещё ждут своего часа предстать в истинном свете – не исключая участия в них таких легендарных фигур, как Талалихин. В самом деле, ведь до сих пор нельзя было даже сказать с точностью, в составе какой авиационной части он совершал свои боевые вылеты. Существующая биография лётчика, во многом, основывается не на архивном материале, а на беллетристике 60-х годов прошлого столетия. В популярной до сих пор биографии Сергея Утехина «Виктор Талалихин», в главе, посвящённой Зимней войне, упоминается лишь третья эскадрилья, отправленная в Карелию из 27-го истребительного авиаполка [далее ИАП] противовоздушной обороны [далее ПВО] Московского военного округа. При этом Карелию автор ассоциирует исключительно с Карельским перешейком, словно забывая, что упомянутый им же поселок Ухта (ныне Калевала) находится гораздо севернее, в Карелии Беломорской.
Обратимся к архивной Коллекции документальных материалов действовавшей на этом участке фронта советской 9-й армии, фондам ее соединений и частей, которые, к сожалению, далеко не отличаются полнотой. Лишь в одном из документов удалось обнаружить фамилию Талалихин. Это «Список лётно-технического состава 80-го авиаполка, сдавшего зачёт по подготовке взрывателей согласно инструкции». Сопроводительное письмо к списку датировано 13-м марта 1940 г. – днём окончания войны. Младший лейтенант Талалихин В.В., сдавший зачёт на «четвёрку», значится в списке начальником связи 3-й эскадрильи. Однако в тексте она указана, вопреки заглавию, как подразделение не 80-го авиаполка, а 152-го. С.Г. Утехин же упоминает совсем другую часть – 27-й ИАП ПВО. На самом деле, этот полк во время войны свою подмосковную дислокацию не менял. Но эскадрилью на «финский фронт» откомандировал, как выясняется, не одну, а две, причём, обе разными путями, но оказались в составе одного и того же 152-го ИАП, сформированного 10.01.1940 г. А с 13 февраля 3-я эскадрилья капитана М.И. Королёва (будущего командира 177-го ИАП, в составе которого Талалихин совершит свой таран) была оперативно подчинена командиру 80-го смешанного авиаполка [далее САП] в Реболах. Но не вся, а без одного звена, которое осталось в 152-м ИАП в Войнице.
В Северной Карелии, ввиду специфики местности, сплошного фронта не существовало, боевые действия велись по направлениям. 80-й САП обеспечивал с воздуха Ребольское, где, как говорится в документах 54-й стрелковой дивизии (изначально - горнострелковой) [далее СД], противнику в начале февраля 1940 г. удалось окончательно окружить части Красной Армии и войск Наркомата внутренних дел [далее НКВД] в изолированных гарнизонах на дороге, ведущей из Ребол вглубь Финляндии: «К 4.2 противник, нанеся удар, отрезал с запада и востока обороняющийся в Хиликко-3 3-й батальон 529-го стрелкового полка с подразделениями 5-го полка НКВД. Таким образом… полностью завершено окружение частей 54-й СД с полком НКВД». Ещё в конце января подразделения полка, которые несли службу по охране тыла 9-й армии, перешли от активных действий к обороне, опираясь на блокгаузы на коммуникациях дивизии. Отметим, что этот, впоследствии Краснознамённый, стрелковый полк указывается двояко даже в современных источниках: пограничным либо оперативным, хотя, как таковые, оперативные части будут выделены в самостоятельный род войск только год спустя. 5-й полк был сформирован во исполнение приказа НКВД СССР № 001478 от 15 декабря 1939 года «О сформировании семи полков войск НКВД» на базе 73-го Ребольского пограничного отряда, чьи подразделения обеспечивали продвижение Красной Армии через границу вглубь страны, и усилен к середине января 1940 г. артиллерийской батареей и пулемётной ротой, прибывшими из кавалерийской и мотострелковой частей войск НКВД. Тем не менее, даже современные исследователи истории пограничных войск, в частности, представители Центрального пограничного музея ФСБ России, придерживаются аутентичной терминологии. Действительно, очень часто в документах того времени полк именуется пограничным, а его личный состав – пограничниками. Например, в отчёте Управления военно-воздушных сил [далее ВВС] 9-й армии так и сказано: «Только действия ВВС по оказанию помощи блокированным гарнизонам 54 СД и частям погранвойск, без преувеличения, дали им возможность отразить атаки превосходящих сил противника в течение 45 дней, сохранить свой состав и не умереть голодной смертью… В операции по деблокированию окружённых гарнизонов 54-й СД авиация играла решающую роль с последних чисел января до 13 марта 1940 г. На её долю выпало не только содействие частям дневными и ночными атаками войск и укреплений противника, но и полное снабжение всех гарнизонов продуктами питания, огнеприпасами различного назначения, питанием для радиостанций, комбикормом для лошадей и т.д».
Ввиду серьёзности ситуации на данном участке 15.02.1940 г. решением Военного совета 9-й армии была создана оперативная группа войск Ребольского направления. С командного пункта [далее КП] командующего опергруппой управление созданной группировкой авиации осуществлял лично командующий армейскими ВВС комдив Павел Рычагов. Таким образом, становится понятна одна из причин оперативного подчинения эскадрильи 152-го ИАП 80-му САП – усиление авиагруппировки. Другая причина – участившиеся в начале февраля налёты на Ребольский аэродром одиночных финских самолётов. Однако деблокировать все гарнизоны не удалось до самого окончания войны ни с помощью одной авиации, ни даже наземных войск. Более того, перед самым перемирием 13 марта 1940 г., финны едва не уничтожили массированным артиллерийским огнём командный пункт 54-й СД. В этом же «мешке» на северо-западном берегу озера Сауна-Ярви находился, как указывает флажок на одной из схем Ребольского оперативного направления, и штаб 5-го оперполка.
Итак, установив номера авиачастей, где в действительности служил будущий Герой Советского Союза, по их документам удалось определить характер его боевой деятельности на «финском фронте». Вопреки написанному Сергеем Утехиным, 3-я эскадрилья не провела ни одного воздушного боя. Все, якобы, сбитые Талалихиным «Фоккеры» финнов, не говоря уже о «Спитфайрах», которых там попросту не было - не более, чем миф. Если, конечно, не приписать ему одному вообще все вражеские истребители, оказавшиеся на счету армейской авиации: «За два с половиной месяца боевой работы, было сбито в воздушных боях всего три истребителя противника, два погибли при столкновении… На протяжении всего периода боевых действий абсолютное превосходство и полное господство в воздухе было на стороне ВВС нашей армии». Следует заметить, что ВВС Финляндии в полосе 9-й армии составляли, по советским данным, 15-20 самолетов, в основном, уже устаревших моделей, а только одна Ребольская авиагруппировка – не менее 76-ти машин. В отчете армейского Управления ВВС сделано однозначное заключение о том, что «истребительная авиация практики по прикрытию объектов и ведению воздушных боёв не получила из-за отсутствия воздушного противника». При таких обстоятельствах П.В. Рычагову пришлось решать боевые задачи, в основном, не в небе, а на земле, о чём он, не без сарказма, докладывал на совещании в Кремле в апреле 1940 г.: «Каждый гарнизон по-своему паниковал… Работал там 80-й полк и две приданных эскадрильи. Они занимались бомбардированием вокруг этой дивизии, т.е. не давали противнику возможности стрелять по дивизии, защищая ее от всех невзгод… Командиром был Гусевский. Он каждый день, а иногда по нескольку раз в день, слал паникёрские телеграммы, вплоть до того, что писал: «Последний раз видимся», «До свидания» и всякая прочая паническая информация… Дивизия кормилась 80-м авиаполком в течение 45 дней, и этот полк фактически спас ее, бездействующую дивизию, от голода и гибели, не давая финнам покоя день и ночь… Гусевский просил бомбить даже отдельные орудия. Противник свои орудия после того, как выстрелили из них, переносил их с места на место, у него их было мало, берегли как дитя, перетаскивали в другое место и открывали с этого места снова огонь, попробуй бомбардировщикам угоняться за ними. Орудие противника стреляет, значит считают, что авиация работает плохо. Где противник, не знали».
Сказанное Рычаговым имеет непосредственное отношение к командиру 54-й стрелковой дивизии комбригу Н.А. Гусевскому и подтверждается сохранившимися шифротелеграммами ее штаба. Но утверждение командующего ВВС о том, что, якобы, «каждый гарнизон по-своему паниковал», является сугубо его оценочным суждением. Из частей Красной Армии стойкостью отличался, например, 337-й стрелковый полк дивизии того же Гусевского. Голодающий личный состав части питался составом конским, но тем не менее, командир полка отказывался оставить хорошую позицию. Что касается пограничников, то достаточно увидеть отправленную накануне дня 8 марта шифротелеграмму командира 5-го оперполка полковника А.С. Новикова, чтобы понять: слова молодого командующего ВВС, которые по мере его стремительного возвышения становились всё более резкими – это, зачастую, не более, чем слова: «Для начальника Ребольского погранотряда. Передайте наш пламенный привет боевым испытанным подругам… Скажите, что бьем белофиннов так, как подобает пограничникам…» Доклады в полк обстановки непосредственно в гарнизонах также выдержаны в тоне, далёком от эмоций Гусевского. Паникёрскими их, при всем желании, назвать сложно, да и цифры говорят сами за себя – почти половина желающих вступить в ряды коммунистов – пограничники. У которых, кстати, к Павлу Рычагову были свои претензии: «12.02.40: в результате боя сбили несколько глухарей. Наши потери – 11 раненых. По нашей заявке авиация действовала недостаточно. Просьба повторить в полном объёме и установить дежурство авиации… 22.02.40: на сегодня подано заявлений в партию 28 – от пограничников и 62 – от бойцов других частей. 03.03.40: противник активизирует действия… дух боевой… Прошу сбросить сухарей, патронов, махорки, перевязочного материала, спирту, спичек, печений. В течение последних трёх дней авиация почти ничего не сбрасывала».
Но вернёмся к авиации. Никем не оспаривается, что самолетом Виктора Талалихина в Зимней войне был истребитель И-153 «Чайка». Из содержания боевых приказов 80-го САП, которому с 13 февраля 1940 г. была придана эскадрилья «Чаек» капитана Королёва, на первый взгляд, складывается впечатление, что Талалихин и его боевые товарищи, в основном, обеспечивали воздушное прикрытие аэродрома в Реболах. Однако, это не совсем так. Уже 16 февраля командир полка майор Б.И. Плешивцев приказывает: «Эскадрилья «Чаек» прикрывает аэродром с воздуха, отдельными звеньями ведёт разведку дорог: Кухмониеми - Нурмес, Нурми-ярви – Корписалми». Со следующего дня 17 февраля одно звено эскадрильи постоянно находится в оперативном резерве комполка: «Вылет на выполнение боевой задачи по особому распоряжению». Одно из таких распоряжений последовало 8-го марта 1940 г. Этот полёт, прерванный пулемётной очередью над замёрзшим озером Сауна-ярви, стал последним для временно исполнявшего обязанности командира звена младшего лейтенанта Гумара Аюпова, по словам Сергея Утехина, друга Виктора Талалихина. Ещё 19 февраля майор Плешивцев приказывает: «Командиру «Чаек» одним звеном подавлять живую силу противника между озерами Сауна-ярви и Алас-Ярви через 5 минут после бомбометаний двойкой СБ [скоростных бомбардировщиков]». К слову, в отчёте комполка удалось найти уникальное свидетельство использования авиаторами системы связи Ребольского погранотряда, который продолжал нести службу на границе! «С эскадрильями штаб связь держал, в основном, по телефону, – сообщает Плешивцев. – Со штабом армии – по радио. Аппарат СТ-35 работал по линии погранзастав…»
Как удалось установить, эскадрилья «Чаек» капитана Королёва выполняла боевые задачи по подавлению огневых точек противника пулемётным огнём и бомбометанием с пикирования – самолет И-153 «Чайка» мог летать с различной бомбовой нагрузкой и даже нести реактивные снаряды. Отчёт о боевой деятельности 152-го ИАП позволяет реконструировать действия Виктора Талалихина и его товарищей в небе Финляндии: «Среднерадиальное отклонение бомб при пикировании равнялось 25-30 м, что не превышало радиуса сплошного поражения осколков. При атаках построек и палаток до 25% бомб имели прямые попадания… Враг, как правило, вёл огонь в момент выхода из пикирования и набора высоты. Контртактика – последовательные атаки. Последующий экипаж наблюдает, откуда противник ведёт огонь по предыдущему».
Именно за эти заслуги на «незнаменитой» войне и был награжден орденом Красной Звезды младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин. Совсем скоро, уже на другой войне, он станет Героем Советского Союза и окажется знаменит на всю страну.
Установленные исследованием факты делают практически неизбежным вопрос о причинах создания полвека назад исторического нарратива о сбитых В.В. Талалихиным финских самолётах. Во-первых, как известно, в советское время, даже несмотря на определенную политическую «оттепель» 60-х, о Советско-Финляндской войне предпочитали говорить вскользь. А, во-вторых, во все времена в пропаганде образа героя предпочтительнее использовать биографию, героическую абсолютно во всём. Любая пропаганда не любит неоднозначности. Её вряд ли устроит рутинный и не всегда безупречный военный труд «воздушных рабочих войны». В этой перспективе «пограничный» аспект участия в Советско-Финляндской войне будущего Героя Советского Союза может играть ключевую роль, так как историческая правда, в данном случае, преподносит редкую по силе образности связку: легендарный военный лётчик в небе и овеянные легендами войска на земле.
...Мне сообщили, что мой доклад, как и другие материалы той конференции на Лубянке, есть в открытом доступе. Но найти с ходу не получилось, хотя записывал внимательно. Может, доступ не столь уж открытый? По крайней мере, в данном мне адресе присутствовал... номер в/ч. На завтрашней конференции, где вновь выступаю с докладом, уточню, где и в чем ошибся и как получить доступ к материалам.
В результате, получил не то что доступ – а сами материалы в виде авторского экземпляра уникальнейшего сборника, тираж которого составляет... всего 20 (двадцать) экземпляров! Причем, опубликованы в нем далеко не все доклады, сделанные в ноябре год назад.
P.S. «Бумажный» вариант соответствует вышеприведенному электронному, но с постраничными ссылками.
P.P.S. Да, действительно, сборник издан... войсковой частью!
Из того ли самого он экипажа, или нет, родню в Германии попытаемся найти в любом случае. Предыстория поиска:
http://voenspez.ru/index.php?topic=78986.0Солидарен с сыном его боевого товарища Александра Печеневского Владимиром, который хочет увековечить весь полк. Также все, связанное с тараном, до этого момента было отражено у нас здесь: http://voenspez.ru/index.php?topic=65180.0 И есть обсуждение вот на этом форуме: http://www.trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=56024&start=140
Привожу оттуда только список экипажа Хейнкеля и свою информацию-анонс о том, что пилот фельдфебель Рудольф Шик в советском плену не выжил, а камрадов своих и того, кто отправил их в мир иной, т.е. Виктора Васильевича – пережил весьма ненадолго.
У того, кто знает, как я работаю, думаю, нет поводов мне не доверять. Надо лишь некоторое время подождать. Сводка о потерях Люфтваффе от «1941-08-07» – пять человек:
«He 111H-5 7./KG 26 Rußland
Flugzeugführer Fw Schick, Rudolf vermißt – пилот
Beobachter Lt Taschner, Josef vermißt – наблюдатель
Beobachter Lt Goetz, Hans-Joachim vermißt – наблюдатель
Bordfunker Uffz Franke, Hans vermißt – бортрадист
Bordmechaniker Fw Purschke, Gottfried vermißt – бортмеханик
http://www.lwag.org/forums/showthread.php?t=3098».
После тарана. Последние две минуты полета. Опыт реконструкции на основании описания самолета Хейнкель-111 с приложением фотографий и схем, а также воспоминаний местных жителей, собранных домодедовским поисковиком из отряда «Исток» Кириллом Юрьевичем. Пусть это воспоминания очевидцев, но ведь другого ничего нет? Одного немца стаскивали с дерева. Трое других, насколько я понял, были обнаружены перед обломками. И поскольку не обгорели, значит были выброшены ударом. Это единственное объяснение. Кроме Шика выпрыгнул только один. По моим прикидкам, если штурманом был Ташнер, это могли быть либо Гётц, либо Франке. Шик как выбрался – понятно: через сдвижной люк сверху. Штурману сложнее – телодвижений больше: встать с площадки, разблокировать от сдвинутого кресла правый борт, сбросить люк. И, кстати, штурман не мог в таком положении видеть рывок пилота к люку, и, вероятно, не смог бы ему воспрепятствовать. Менее понятно, что могло происходить в задней кабине Хейнкеля, где находились Пуршке, Франке и Гётц. Франке в верхнем отделении под колпаком, имеющем аварийный выход. Не сложнее, чем Шику, покинуть самолет, наверное. Что помешало? Предположим, именно Франке был убит огнем пулеметов ВВТ. А если удалось выпрыгнуть? Мне показалось, что лицо у него больше напоминает расцарапанное, чем разбитое, как, например, у Пуршке. Кто (и что) остается? Гётц, Пуршке и люк подфюзеляжной гондолы...
Рудольф Шик, если верить тому, что я видел собственными глазами – это немецкий Маресьев, только на своих двоих. Пленен был аж в районе Смоленска. А дата... ну даже если к римской VII (месяц) eще I подрисовали (как-то не сразу она у меня разгляделась) – все равно само число написано арабскими цифрами, и оно... двузначное! 27-го августа попал в плен Шик... Отправили, ждем ответа...
«В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ
101000, г. Москва, ул. Б. Лубянка, д. 2
Начальнику архива...
Уважаемая...
23 ноября 2016 года на «Исторических чтениях на Лубянке» в Культурном центре ФСБ России мною был представлен доклад «Пограничный аспект участия в Советско-Финляндской войне 1939-1940 гг. будущего Героя Советского Союза В.В. Талалихина». В процессе выступления была введена в научный оборот фотография немецкого летчика Рудольфа Шика – по имеющимся на данный момент данным, пятого члена экипажа бомбардировщика, как считается, сбитого В.В. Талалихиным таранным ударом в ночь с 7-го на 8 августа 1941 г. Из ответа... мне, известно, что Рудольф Шик был пленен 27 августа 1941 г. южнее Смоленска. Так как в учетном деле Шика... хранится не его подробный первичный допрос, а лишь опрос этого военнопленного лагерного периода, прошу предоставить следующие сведения:
Имеются ли на хранении в ЦА ФСБ РФ материалы, имеющие отношение к немецкому военнопленному Шику Рудольфу.., пилоту самолета «Хейнкель» в звании фельдфебель?
Этими документами могут являться: картотека военнопленных, документы Управления Особых Отделов НКВД СССР, а также документы Особых отделов фронтового и армейского уровня (предположительно, Западный, Центральный и Резервный фронты). Целью поиска, в развитие темы доклада на «Лубянских чтениях», является выявление, возможно, существующего, протокола первичного допроса Рудольфа Шика одним из Особых Отделов. С уважением...Вышеприведенный запрос имел целью нечто подобное – очень любопытный документ: «Протокол допроса Кратца Ганса Георгиевича, немецкого летчика, участвовавшего в бомбардировке Киева 25 июня 1941 года». Размещение:
http://avr.org.ua/index.php/viewDoc/16215/Но, к сожалению, последовал отрицательный ответ:
Как только на форуме Тризна об этом узнал один из участников «талалихинской полемики», он, к моему огромному удивлению, не отказался поделиться фрагментами документа, о котором мне недавно рассказывал наш всезнающий коллега С.Л. Чекунов. Это сборка, а, точнее, выборка из допросов разных сбитых немецких летчиков, и в их числе – Рудольфа Шика. По словам Сергея Леонидовича, сам документ хранится в РГАЭ.
Источник:
http://trizna.ru/forum/topic/41967-heinkel-111-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B2%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%BC/?page=8#comment-437864Раньше чем там – здесь хочу внести коррективу вот в эту свою фразу: «Остаётся прибавить к этому его же слова из лагерного опроса, о том, что он был сбит во время своего «второго вылета на Россию». Дословно Шик говорит не «вылета», а «налёта».
Рудольф Шик, фото из учётного дела военнопленного: «В архивных материалах ОО НКВД Западного, Резервного, Центрального (I формирования) фронтов за 1941 г. сведений о задержании и протокола допроса военнослужащего немецкой армии Рудольфа Шика не имеется.
Для сведения сообщаем, что согласно имеющемуся на хранении журналу задержанных ОО НКВД Западного фронта за июнь-июль 1941 г. немецкие военнопленные передавались в УНКВД по Смоленской области.
Организация дополнительного поиска интересующей Вас информации возможна при наличии сведений о том, каким органом военной контрразведки (дивизии, армии) проводился первичный допрос военнопленного Рудольфа Шика».Итак, поисковое поле сужено до предела. Искомое находится в архиве Генштаба. Ответа от архивного управления МО еще не было.
Уважаемые коллеги, наступает шестое августа... Сегодня получил такое письмо из газеты «Призыв» ГО Домодедово:
«Здравствуйте, Роман!
В «Призыве» сегодня вышли материалы и про Рудольфа Шика, и про Маргарет Бурк-Уайт. Как и обещал, делюсь с вами электронной версией газеты. Видео-интервью выложу завтра в наших соцсетях и вам отправлю ссылки.
Скачать новый выпуск газеты вы можете по этой ссылке PDF версия газеты «Призыв» от 05.08.17.
http://info-domodedovo.ru/uploads/59848e34c3a62/prizyv_84.pdf
Ещё раз благодарю Вас за такую интересную и ценную информацию, которую вы предоставили! С уважением, корреспондент газеты «Призыв» Антон Веселов».
Многоуважаемый Роман Михайлович, сердечно поздравляю! Нас не догонят!
Спасибо, Юрий Петрович! Хотя, надо признать, труднее стало: «Как бы чего не вышло» теперь сплошь и рядом. Но Антон Веселов из «Призыва» оказался настоящим журналистом. Мои слова передал верно. Да, помимо всего прочего, я действительно считаю Виктора Талалихина солдатом политического фронта! А финал журналистского материала просто шикарный, на мой взгляд.
Ждем теперь видео...
У Талалихина, на самом деле, было два пиара – внутренний и внешний. Первое – дело рук культовой фигуры советской (и не только) военной журналистики Д.И. Ортенберга. Любимица Сталина Маргарет Бёрк-Уайт (так по-английски правильнее) долгое время пребывала в тени. Вскоре после Победы над нацизмом она оказалась по другую сторону уже новой баррикады – войны Холодной и горячей (В Корее). И о ее заслугах в популяризации подвига советского народа было как-то не принято вспоминать...
Роман, спасибо! Хорошая новость, рада за Вас!
Спасибо, Ольга!
Антон Веселов из «Призыва» прислал специально для нашего Форума «картинки» материалов:
Нет, ну, а что? Неплохо нынче кормят толерантной пищей в бывшем доме Шика (явно, довоенной постойки). Если, конечно, нумерация не поменялась.
Döner & Pizza am Ronhof: https://sarisayfalar.cybo.com/DE-biz/d%C3%B6ner-&-pizza-am-ronhof
Интервью было записано в г. Домодедово у Обелиска Славы, открытого в 1973 г. и реконструированного к 9-му мая 2015 г. Благодаря своей оригинальности, большой интерес у гостей города вызывает и та часть мемориала, что посвящена локальным войнам и конфликтам:
Уважаемые коллеги, сегодня в ЦМВС России меня ожидали целых два сюрприза: целиком импровизированный доклад в конференц-зале, к которому я не готовился (думал, что будет просто семинар – общение «за круглым столом») и вот эта новая экспозиция справа от хвоста Хейнкеля. На музейных стендах моей фамилии висеть ещё не приходилось, поэтому впечатления... совершенно новые.
Шоковые вести не стоят на месте: «В одной из карточек фондовой картотеки ЦМВС России под номером 39 значится «Заводская табличка с германского самолета, протараненного В. Талалихиным над Москвой 7.08.41 г.». Карандашная вписка в пустые графы однозначна: «Списано. Акт № 19 от 12.12.84».
Поисковики, поднявшие двигатель, шли по этому следу – хотели установить номер «Хейнкеля». Отсюда их путь, очевидно, лежал к соответствующим немецким документам, если таковые сохранились...
Тема «Хейнкеля» в развитии на «Тризне», там и на наш форум ссылочка имеется:
http://www.trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=56024Многоуважаемый Юрий Петрович, ничего не напоминает?
http://www.trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=56024&start=140 Стоило начать называть вещи своими именами, так сразу всезнайки появились, из тех, которые, обычно, помалкивают.
Отсюда: http://is-tok.ru/news/ostanki_ehkipazha_khejnkel_111_peredany_nemeckoj_storone/2016-10-03-238Корректность последней фразы в данном контексте сомнительна:
«29 сентября в городе Домодедово прошла передача останков экипажа бомбардировщика Хейнкель-111, сбитого Виктором Талалихиным во время ночного тарана 6 августа 1941 года, представителю Народного Союза Германии по уходу за военными могилами. Российскую сторону представили члены поискового отряда «Истокъ» Кирилл Низматутдинов, Владимир Шлёнсков, Юрий Проскурин, Алексей Приходько.
Костные останки обнаружены весной этого года Домодедовским поисковым отрядом «Истокъ» во время раскопок на месте падения немецкого бомбардировщика. Это четверо из пяти членов экипажа лейтенанта Ташнера.
По имеющейся у нас информации, Рудольф Шик – пятый член экипажа – выжил, но был взят в плен.
По международному соглашению России и Германии, останки немецких военнослужащих, погибших на территории СССР в годы Великой Отечественной войны, подлежат передаче германской стороне.
Останки оккупантов будут захоронены на сборном немецком кладбище под Ржевом».