Из того ли самого он экипажа, или нет, родню в Германии попытаемся найти в любом случае. Предыстория поиска:
http://voenspez.ru/index.php?topic=78986.0Солидарен с сыном его боевого товарища Александра Печеневского Владимиром, который хочет увековечить весь полк. Также все, связанное с тараном, до этого момента было отражено у нас здесь: http://voenspez.ru/index.php?topic=65180.0 И есть обсуждение вот на этом форуме: http://www.trizna.ru/forum/viewtopic.php?f=27&t=56024&start=140
Привожу оттуда только список экипажа Хейнкеля и свою информацию-анонс о том, что пилот фельдфебель Рудольф Шик в советском плену не выжил, а камрадов своих и того, кто отправил их в мир иной, т.е. Виктора Васильевича – пережил весьма ненадолго.
У того, кто знает, как я работаю, думаю, нет поводов мне не доверять. Надо лишь некоторое время подождать. Сводка о потерях Люфтваффе от «1941-08-07» – пять человек:
«He 111H-5 7./KG 26 Rußland
Flugzeugführer Fw Schick, Rudolf vermißt – пилот
Beobachter Lt Taschner, Josef vermißt – наблюдатель
Beobachter Lt Goetz, Hans-Joachim vermißt – наблюдатель
Bordfunker Uffz Franke, Hans vermißt – бортрадист
Bordmechaniker Fw Purschke, Gottfried vermißt – бортмеханик
http://www.lwag.org/forums/showthread.php?t=3098».
После тарана. Последние две минуты полета. Опыт реконструкции на основании описания самолета Хейнкель-111 с приложением фотографий и схем, а также воспоминаний местных жителей, собранных домодедовским поисковиком из отряда «Исток» Кириллом Юрьевичем. Пусть это воспоминания очевидцев, но ведь другого ничего нет? Одного немца стаскивали с дерева. Трое других, насколько я понял, были обнаружены перед обломками. И поскольку не обгорели, значит были выброшены ударом. Это единственное объяснение. Кроме Шика выпрыгнул только один. По моим прикидкам, если штурманом был Ташнер, это могли быть либо Гётц, либо Франке. Шик как выбрался – понятно: через сдвижной люк сверху. Штурману сложнее – телодвижений больше: встать с площадки, разблокировать от сдвинутого кресла правый борт, сбросить люк. И, кстати, штурман не мог в таком положении видеть рывок пилота к люку, и, вероятно, не смог бы ему воспрепятствовать. Менее понятно, что могло происходить в задней кабине Хейнкеля, где находились Пуршке, Франке и Гётц. Франке в верхнем отделении под колпаком, имеющем аварийный выход. Не сложнее, чем Шику, покинуть самолет, наверное. Что помешало? Предположим, именно Франке был убит огнем пулеметов ВВТ. А если удалось выпрыгнуть? Мне показалось, что лицо у него больше напоминает расцарапанное, чем разбитое, как, например, у Пуршке. Кто (и что) остается? Гётц, Пуршке и люк подфюзеляжной гондолы...
Рудольф Шик, если верить тому, что я видел собственными глазами – это немецкий Маресьев, только на своих двоих. Пленен был аж в районе Смоленска. А дата... ну даже если к римской VII (месяц) eще I подрисовали (как-то не сразу она у меня разгляделась) – все равно само число написано арабскими цифрами, и оно... двузначное! 27-го августа попал в плен Шик... Отправили, ждем ответа...
«В ФЕДЕРАЛЬНУЮ СЛУЖБУ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ АРХИВ
101000, г. Москва, ул. Б. Лубянка, д. 2
Начальнику архива...
Уважаемая...
23 ноября 2016 года на «Исторических чтениях на Лубянке» в Культурном центре ФСБ России мною был представлен доклад «Пограничный аспект участия в Советско-Финляндской войне 1939-1940 гг. будущего Героя Советского Союза В.В. Талалихина». В процессе выступления была введена в научный оборот фотография немецкого летчика Рудольфа Шика – по имеющимся на данный момент данным, пятого члена экипажа бомбардировщика, как считается, сбитого В.В. Талалихиным таранным ударом в ночь с 7-го на 8 августа 1941 г. Из ответа... мне, известно, что Рудольф Шик был пленен 27 августа 1941 г. южнее Смоленска. Так как в учетном деле Шика... хранится не его подробный первичный допрос, а лишь опрос этого военнопленного лагерного периода, прошу предоставить следующие сведения:
Имеются ли на хранении в ЦА ФСБ РФ материалы, имеющие отношение к немецкому военнопленному Шику Рудольфу.., пилоту самолета «Хейнкель» в звании фельдфебель?
Этими документами могут являться: картотека военнопленных, документы Управления Особых Отделов НКВД СССР, а также документы Особых отделов фронтового и армейского уровня (предположительно, Западный, Центральный и Резервный фронты). Целью поиска, в развитие темы доклада на «Лубянских чтениях», является выявление, возможно, существующего, протокола первичного допроса Рудольфа Шика одним из Особых Отделов. С уважением...Вышеприведенный запрос имел целью нечто подобное – очень любопытный документ: «Протокол допроса Кратца Ганса Георгиевича, немецкого летчика, участвовавшего в бомбардировке Киева 25 июня 1941 года». Размещение:
http://avr.org.ua/index.php/viewDoc/16215/Но, к сожалению, последовал отрицательный ответ:
Как только на форуме Тризна об этом узнал один из участников «талалихинской полемики», он, к моему огромному удивлению, не отказался поделиться фрагментами документа, о котором мне недавно рассказывал наш всезнающий коллега С.Л. Чекунов. Это сборка, а, точнее, выборка из допросов разных сбитых немецких летчиков, и в их числе – Рудольфа Шика. По словам Сергея Леонидовича, сам документ хранится в РГАЭ.
Источник:
http://trizna.ru/forum/topic/41967-heinkel-111-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9-%D0%B2%D1%82%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D1%85%D0%B8%D0%BD%D1%8B%D0%BC/?page=8#comment-437864Раньше чем там – здесь хочу внести коррективу вот в эту свою фразу: «Остаётся прибавить к этому его же слова из лагерного опроса, о том, что он был сбит во время своего «второго вылета на Россию». Дословно Шик говорит не «вылета», а «налёта».
На правах открытого письма:- Многоуважаемый Юрий Петрович!
Как Вы знаете, наш «удаленный помощник», которого мы чаще видим в архивах, чем в интернетах, всеми нами уважаемый Сергей Леонидович Чекунов, оказался настолько отзывчив по отношению к этой теме, что своими консультациями обеспечил Вашему покорному слуге сильную позицию в полемике с одним «летчиком» с Тризна-форума, пытавшемся, кстати, сбить историка спецслужб со следа. За что выражаю нашему коллеге публичный респект, передаю через коллег приветы и всегда буду рад увидеться. К моему большому сожалению, в среде поисковиков и около стоит ныне страшный срач на почве пафоса, который, видимо, не даст развиться центростремительным тенденциям, необходимым для осуществления уже созревшего в той теме проекта, как я его условно называю, «Талалихинской энциклопедии», где всяк причастный мог бы, в принципе, себя реализовать. Даже мой литературный стиль является для иных предметом насмешек (а может, и зависти).
Свои слова в талалихинской теме, полагаю, уже сказал статьей и докладом. Другие эпизоды (таран и гибель советского летчика) с историей спецслужб не пересекаются вообще никак. Но по Шику думаю, все же, доработать.
Отправил, вот, с парадного входа: «Мое обращение адресовано Архивному управлению МО. Я военный историк-архивист и журналист. Сотрудничаю с ЦОС ФСБ и Пресс-бюро СВР РФ. Осенью 2016 г. участвовал в «Лубянских чтениях» с докладом «Пограничный аспект участия будущего Героя СССР В.В. Талалихина в Советско-Финляндской войне». В данный момент продолжаю исследование биографии В.В. Талалихина.
Суть моего вопроса в следующем. В Российском Государственном Архиве Экономики хранится документ с выдержками из протокола допроса немецкого летчика Шика Рудольфа Фридриха, 1917 г.р., по ряду версий это пятый, выживший член экипажа немецкого бомбардировщика, протараненного В.В. Талалихиным 06.08.41. Сопроводительное письмо к документу на имя народного комиссара авиапромышленности СССР подписано начальником РУ Генштаба РККА (1941 г.) генерал-лейтенантом Голиковым. Таким образом все указывает на то, что исходный документ, откуда взяты выдержки, – оригинал протокола допроса немецкого летчика – хранится в целостном виде в архиве Генерального штаба МО РФ.
В связи с этим прошу дать ответ, имеется ли на хранении в данном архиве (или в архиве ГРУ Генштаба МО) указанный документ, а также, в случае положительного ответа, учитывая исключительную важность документа как исторического источника, указать порядок ознакомления с ним, как с утратившим 75-летний срок секретного хранения».
«В архивных материалах ОО НКВД Западного, Резервного, Центрального (I формирования) фронтов за 1941 г. сведений о задержании и протокола допроса военнослужащего немецкой армии Рудольфа Шика не имеется.
Для сведения сообщаем, что согласно имеющемуся на хранении журналу задержанных ОО НКВД Западного фронта за июнь-июль 1941 г. немецкие военнопленные передавались в УНКВД по Смоленской области.
Организация дополнительного поиска интересующей Вас информации возможна при наличии сведений о том, каким органом военной контрразведки (дивизии, армии) проводился первичный допрос военнопленного Рудольфа Шика».Итак, поисковое поле сужено до предела. Искомое находится в архиве Генштаба. Ответа от архивного управления МО еще не было.
P.S. Специальная благодарность А.Ю. Сухареву и Ю.П. Ржевцеву.
Многоуважаемый Юрий Петрович!
Ваша вера в эту версию (или почти в эту) только что обрела свое подтверждение.
Вот дословно мое сообщение на Тризне:
«Только что звонили из МО. В ближайшее время направляют в мой адрес материал, который, в первую очередь, станет достоянием Домодедовской земли.
Вкратце. Все правда – это именно тот Шик. Сбит 6-го под Москвой, пленен в районе Ельни 27-го.
P.S. Ну, поставьте мне еще минус за это. Низкий поклон вашему форуму за травлю в исполнении г-на Пекарша».
Многоуважаемый Роман Михайлович, горячо поздравляю с очередным нерядовым открытием! «Нас не догонят!»
Эх, многоуважаемый Юрий Петрович, если бы все было так просто...
Знаете, коллеги – вот никогда ни в чем не сомневался и никакого уровня стремности тем не боялся. Но здесь пока выходит даже покруче, чем дело Кирова и Львовский расстрел. Даже не исключаю, что никогда и не выставлю этот документ. Потому что мне этот экипаж что-то не нравится. Подтверждается только - это именно экипаж лейтенанта Ташнера. Но в нем не упомянут Гетц. И вообще, их всего четверо, поэтому к версии с четырьмя трупами следует теперь относиться критически. При этом очень хочется надеяться, что короткая фамилия бортмеханика фельдфебеля - это все-таки искаженная Пуршке – есть там созвучия.
И самое главное. Многие хотели узнать, что Шик говорит о таране его самолета. Ничего.
Чтобы продолжать далее, нужны первичные документы данной авиагруппы данной эскадры. Где они и как их искать, я не знаю.
Но даже если отклика на эти мои вопросы не последует, поиск будет продолжаться. В одно региональное управление ответ Минобороны я уже переслал. Это, конечно же, Омск.
Чтобы не прослыть голословным: